При проведении экспериментальной педагогической работы мы так же ориентировались на учет индивидуальных особенностей личности студентов. Студенческие работы, выполненные в ходе эксперимента, оценивались по установленным ранее критериям, экспериментальной и контрольной групп. Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп подтвердил наши предположения о том, что введение в процесс обучения проектированию студентов упражнений и заданий, направленных на приобретение инструментария, является необходимым условием для плодотворной учебно-творческой работы. Причем этот инструментарий является нс набором отработанных и заученных приемов ремесленного характера, а включает в себя широкий спектр принципов, которые невозможно применять шаблонно в силу индивидуальных особенностей каждого человека. В зависимости от специфики каждой новой творческой задачи студент должен комбинировать и отбирать те композиционные средства, а вместе с ними и технические приемы, которые позволят реализовать творческий замысел. На основе наблюдений за учебным процессом, анализа работ студентов экспериментальной группы, учитывая отдельные проектные погрешности, нехватку опыта и т. д., мы сделали вывод, что обучаемые в экспериментальной группе, по сравнению с обучаемыми в контрольной, проявляют больше заинтересованности в творческой деятельности, более активны и более самостоятельны при выполнении практических работ. На момент завершения эксперимента студенты экспериментальной группы показали в работах более высокий уровень по сравнению со своими коллегами, причем это выразилось как в качественной, так и в количественной характеристиках. В основе этого лежит, на наш взгляд, искренняя заинтересованность в творчестве и понимание методов и особенностей проектирования среды, как вида дизайнерского искусства. В процессе анализа результатов формирующего эксперимента 198 |
так же ориентировались на учет индивидуальных особенностей личности студентов. Студенческие работы, выполненные в ходе эксперимента, оценивались по установленным ранее критериям, экспериментальной и контрольной групп. Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп подтвердил наши предположения о том, что введение в процесс обучения скульптуре студентов упражнений и заданий, направленных на приобретение инструментария, является необходимым условием для плодотворной учебно-творческой работы. Причем этот инструментарий является не набором отработанных и заученных приемов ремесленного характера, а включает в себя широкий спектр принципов, которые невозможно применять шаблонно в силу индивидуальных особенностей каждого человека. В зависимости от специфики каждой новой творческой задачи студент должен комбинировать и отбирать те композиционные средства, а вместе с ними и технические приемы, которые позволят реализовать творческий замысел. Широкое применение заданий композиционно-творческого характера и установок, направленных на поисковый (в том числе и при выполнении этюдов с натуры), творческий характер деятельности, основанный на владении изобразительным языком скульптуры, направленность на создание художественного образа в скульптуре, работа в разных видах скульптуры, взаимосвязь с другими видами искусств позволили нам сформировать интерес студентов на фоне положительной эмоциональной мотивации учебно-творческой деятельности. Это, на наш взгляд является признаком сформированности определенного уровня потребности в художественно-творческой деятельности. На основе наблюдений за учебным процессом анализа работ студентов экспериментальной группы, учитывая отдельные изобразительные погрешности, нехватку опыта и т. д., мы сделали вывод, что обучаемые в экспериментальной группе, по сравнению с обучаемыми в 169 контрольной, проявляют больше заинтересованности в творческой деятельности, более активны и более самостоятельны при выполнении практических работ. На момент завершения эксперимента студенты экспериментальной группы показали в работах более высокий уровень по сравнению со своими коллегами, причем это выразилось как в качественной так и в количественной характеристиках. В основе этого лежит на наш взгляд искренняя заинтересованность в творчестве и понимание возможностей и особенностей изобразительного языка скульптуры, как вида изобразительного искусства. В процессе анализа результатов формирующего эксперимента студенты также как и на первом этапе были распределены по трем уровням в соответствие с критериями сформулированными для оценки уровня сформированности художественно-творческих потребностей. Процентное соотношение высокого, среднего и низкого уровней было отражено нами в таблицах. Результаты сравнительного анализа представлены в диаграмме. Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод об эффективности и целесообразности использования предлагаемых нами методов и приемов в процессе формирования художественно-творческих потребностей на занятиях по скульптуре. 170 |