Проверяемый текст
Мамонтов Константин Вадимович. Формирование художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой (Диссертация 2006)
[стр. 27]

подсознательные процессы, вместе с тем также включаясь в поиск.
Та концентрация психических процессов, которая сейчас называется сверхсознанием, выделялась еще Платоном, конечно, в иной интерпретации: "...Человек должен познавать истину под формою так называемого рода (егбо^'а), который составляется из многих чувственных представлений, приводимых рассудком воедино, а это делается через воспоминание о том, что душа знала, когда сопровождала бога, и, презирая все, называемое ныне существующим, проникала мысленно к истинносущему"
(86, с.
158).
"Ейдос", исходя из этого, является общим
представлением рассудка, не лишенным конкретности чувственных определений.
Его основа идея как воспоминание или созерцание вечной истины.
Основным результатом поисковой фазы творческого процесса является творческое озарение как интуитивное нахождение пути реализации поставленных задач, видение более или менее конкретизированного воплощения творческого замысла.
На фазе исполнения происходит отработка конкретных приемов и путей, требуемых для материального воплощения замысла, в соответствие с его смысловым и эмоциональным содержанием.
Причем на данном этапе должна происходить сознательная работа по отбору приемов, целью которой является не только создание произведения искусства, но и уход от стереотипных, шаблонных путей исполнения.
Вариативность и широкий спектр постоянно обновляющихся и трансформирующихся пластических ходов и приемов характеризуют высокий уровень творческого потенциала личности художника.

Характеристика творчества была бы не полной без рассмотрения такого основополагающего личностного качества, как креативность личности, которая базируется на сочетании развитых интеллектуальных и творческих способностей.
Это качество характерно
нс только для людей, занимающимся творчеством в сфере искусства, но также и в других 27
[стр. 30]

Таким образом, основным содержанием первой фазы творческого процесса является вычленение сознанием (на основе чувственного восприятия и анализа) из массы явлений окружающей действительности чего-либо нового, некой проблемной ситуации требующей разрешения нетрадиционным путем.
Причем творческая реализация некоторой задачи возможна лишь при условии наличия у субъекта внутренней потребности в творческой деятельности, базирующейся на способностях к ней.
В случае отсутствия активной творческой потребности у индивида, его сознание просто не видит проблемы требующей реализации.
Поисковая фаза творческого процесса характеризуется тем, что проходит на трех уровнях: сознания, подсознания и сверхсознания, последнее из которых интегрирует в себе одновременную работу бессознательного, подсознания и сознания на уровне ноосферы как формы существования разума.
Сознание на данной фазе направляет работу подсознания и сверхсознания четкой постановкой цели, вычленением из нее частных задач, решение которых в дальнейшем способствует реализации творческого замысла.
В процессе поиска подбираются и анализируются необходимые средства, материалы и т.
д.
В процессе взаимодействия всех психических уровней происходят постоянные трансформации образов, приводящие к неожиданному яркому решению.
Сознание контролирует подсознательные процессы, вместе с тем также включаясь в поиск.
Та концентрация психических процессов, которая сейчас называется сверхсознанием выделялась еще Платоном, конечно в иной интерпретации: "...Человек должен познавать истину под формою так называемого рода (егбо^'а), который составляется из многих чувственных представлений, приводимых рассудком воедино, а это делается через воспоминание о том, что душа знала, когда сопровождала бога, и, презирая все, называемое ныне существующим, проникала мысленно к истинносущему"
(112, с.
158).
"Ейдос", исходя из этого, является общим
30

[стр.,31]

представлением рассудка, не лишенным конкретности чувственных определений.
Его основа идея как воспоминание или созерцание вечной истины.
Основным результатом поисковой фазы творческого процесса является творческое озарение как интуитивное нахождение пути реализации поставленных задач, видение более или менее конкретизированного воплощения творческого замысла.
На фазе исполнения происходит отработка конкретных приемов и путей, требуемых для материального воплощения замысла, в соответствие с его смысловым и эмоциональным содержанием.
Причем на данном этапе должна происходить сознательная работа по отбору приемов, целью которой является не только создание произведения искусства, но и уход от стереотипных, шаблонных путей исполнения.
Вариативность и широкий спектр постоянно обновляющихся и трансформирующихся пластических ходов и приемов характеризуют высокий уровень творческого потенциала личности художника.

С психолого-педагогической точки зрения деление процесса творчества на три наиболее общие фазы (подготовительную, поисковую и исполнительную), позволяет систематизировать деятельность студентов на занятиях по спецдисциплинам изобразительного цикла.
То есть в ходе выполнения учебных и творческих заданий студенты должны наблюдать, собирать материал на подготовительном этапе, выполнять эскизы на поисковом этапе и воплощать задуманное опираясь на полученные ранее знания, умения и навыки на этапе исполнения.
Характеристика творчества была бы не полной без рассмотрения такого основополагающего личностного качества как креативность личности, которая базируется на сочетании развитых интеллектуальных и творческих способностей.
Это качество характерно
не только для людей, занимающимся творчеством в сфере искусства, но также и в других областях человеческой деятельности.
31

[Back]