Проверяемый текст
Мамонтов Константин Вадимович. Формирование художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой (Диссертация 2006)
[стр. 52]

связанных с положительными эмоциями (98).
Идея гармонического развития личности, восходящая своими истоками к античности, относится к числу ведущих в философии, этике, педагогике.
Важнейшее место в процессе формирования духовно богатой личности принадлежит проблеме формирования духовных потребностей вообще и художественных потребностей в частности.
Потребности одна из фундаментальных категорий общественной науки, без которой
нс обходится ни одна область общественного знания.
Это объясняется тем, что потребности являются основным видом отношения человека к окружающей действительности, потому что представляют собой связь организма с жизненно важными объектами и обстоятельствами, потому что от удовлетворения или неудовлетворения потребности зависит само существование организма, а в человеческом обществе место человека в нем.
Вот почему эта проблема привлекает внимание философов, социологов, психологов, эстетиков, педагогов.
Потребность индивида исследователи часто идентифицируют со словом «нужда».
По их замечаниям, нужда это практическое выражение необходимости.
При этом отмечается относительный характер потребностей, так как постоянно порождаются новые потребности в результате удовлетворения прежних.
Под необходимостью же обычно понимается наличие между объектом и системами устойчивых, неизбежных, неотвратимо действующих во времени связей и отношений
(116, с.
303).
Потребности носят объктивно-субъективный характер, так как, возникая в конкретном социуме, конкретной ситуации (т.е.
объективно), они субъективируются, ибо всегда являются потребностью определенного субъекта потребности с присущими ему индивидуальными чертами, при этом, как в предмете потребность находит свой объект,
гак и предмет находит в потребности свой субъект.
С другой стороны, потребность не только отражает существующие условия, в которых находится личность,
52
[стр. 54]

сопереживанию общему благу, свободно переходящих друг в друга и связанных с положительными эмоциями (127).
Значение потребностей в жизни человека переоценить невозможно.
Идея гармонического развития личности, восходящая своими истоками к античности, относится к числу ведущих в философии, этике, педагогике.
Важнейшее место в процессе формирования духовно богатой личности принадлежит проблеме формирования духовных потребностей вообще и художественных потребностей в частности.
Потребности одна из фундаментальных категорий общественной науки, без которой
не обходится ни одна область общественного знания.
Это объясняется тем, что потребности являются основным видом отношения человека к окружающей действительности, потому что представляют собой связь организма с жизненно важными объектами и обстоятельствами, потому что от удовлетворения или неудовлетворения потребности зависит само существование организма, а в человеческом обществе место человека в нем.
Вот почему эта проблема привлекает внимание философов, социологов, психологов, эстетиков, педагогов.
Потребность индивида исследователи часто идентифицируют со словом «нужда».
По их замечаниям, нужда это практическое выражение необходимости.
При этом отмечается относительный характер потребностей, так как постоянно порождаются новые потребности в результате удовлетворения прежних.
Под необходимостью же обычно понимается наличие между объектом и системами устойчивых, неизбежных, неотвратимо действующих во времени связей и отношений
(152, с.
303).
Потребности носят объктивно-субъективный характер, так как, возникая в конкретном социуме, конкретной ситуации (т.е.
объективно), они субъективируются, ибо всегда являются потребностью определенного субъекта потребности с присущими ему индивидуальными чертами, при этом, как в предмете потребность находит свой объект,
так и предмет 54

[стр.,55]

находит в потребности свой субъект.
С другой стороны, потребность не только отражает существующие условия, в которых находится личность,
но в определенной мере конструирует будущую действительность личности, создают внутренние условия конкретной деятельности, в которой происходит развитие потребностей, как закрепление прежних и возникновение новых.
Первая возникшая исторически потребность не могла быть удовлетворена иначе, чем в конкретной деятельности.
Поэтому проблема потребностей тесно смыкается с проблемой деятельности, активности личности в любой сфере; при этом речь идет не просто о трудовом процессе, а о деятельности, об активности субъекта, носящих творческий характер: только такая деятельность является продуктивной, изменяя субъекта деятельности.
Практически относясь к природе, прилагая к ней свои трудовые усилия, люди постепенно изменяли не только природу, среду, но и самих себя, порождая все новые и новые потребности.
Способность к развитию, усложнению, изменению и увеличению важнейшая сущностная характеристика потребностей, И этот процесс развития и усложнения потребностей носит, практически, нескончаемый характер.
Новая потребность возникает на базе уже удовлетворенной потребности, которая представляет собой основание для новых форм жизнедеятельности и соответствующих им формам ориентации.
Иначе говоря, жизнь и развитие немыслимы без удовлетворения потребностей, причем, чем шире, сложнее, разностороннее потребности человека, чем в большей степени они удовлетворяются (т.е.
чем сложнее и разностороннее способности человека, позволяющие удовлетворять возникающие потребности), тем совершеннее сам человек, тем совершеннее, духовно богаче общество, которому он принадлежит.
Тем самым, потребности — источник и основа активности личности, она есть внутренняя необходимость, т.е.
существует как потребность, выступающая детерминантной основой активности личности, направленной на достижение определенного результата деятельности, то 55

[Back]