Проверяемый текст
Мамонтов Константин Вадимович. Формирование художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой (Диссертация 2006)
[стр. 53]

но в определенной мере конструирует будущую действительность личности, создают внутренние условия конкретной деятельности, в которой происходит развитие потребностей, как закрепление прежних и возникновение новых.
Первая возникшая исторически потребность не могла быть удовлетворена иначе, чем в конкретной деятельности.
Поэтому проблема потребностей тесно смыкается с проблемой деятельности, активности личности в любой сфере; при этом речь идет не просто о трудовом процессе, а о деятельности, об активности субъекта, носящих творческий характер: только такая деятельность является продуктивной, изменяя субъекта деятельности.
Практически относясь к природе, прилагая к ней свои трудовые усилия, люди постепенно изменяли не только природу, среду, но и самих себя, порождая все новые и новые потребности.
Способность к развитию, усложнению, изменению и увеличению важнейшая сущностная характеристика потребностей.
И этот процесс развития и усложнения потребностей носит практически нескончаемый характер.
Новая потребность возникает на базе уже удовлетворенной потребности, которая представляет собой основание для новых форм жизнедеятельности и соответствующих им формам ориентации.
Иначе говоря, жизнь и развитие немыслимы без удовлетворения потребностей, причем, чем шире, сложнее, разностороннее потребности человека, чем в большей степени они удовлетворяются (т.е.
чем сложнее и разностороннее способности человека, позволяющие удовлетворять возникающие потребности), тем совершеннее сам человек, тем совершеннее, духовно богаче общество, которому он принадлежит.
Тем самым, потребности — источник и основа активности личности, она есть внутренняя необходимость, т.е.
существует как потребность, выступающая детерминантной основой активности личности, направленной на достижение определенного результата деятельности, то
есть устойчивости системы, ее нормального функционирования, гармонизации.
Потребность без и вне деятельности не имеет смысла, так
53
[стр. 55]

находит в потребности свой субъект.
С другой стороны, потребность не только отражает существующие условия, в которых находится личность, но в определенной мере конструирует будущую действительность личности, создают внутренние условия конкретной деятельности, в которой происходит развитие потребностей, как закрепление прежних и возникновение новых.
Первая возникшая исторически потребность не могла быть удовлетворена иначе, чем в конкретной деятельности.
Поэтому проблема потребностей тесно смыкается с проблемой деятельности, активности личности в любой сфере; при этом речь идет не просто о трудовом процессе, а о деятельности, об активности субъекта, носящих творческий характер: только такая деятельность является продуктивной, изменяя субъекта деятельности.
Практически относясь к природе, прилагая к ней свои трудовые усилия, люди постепенно изменяли не только природу, среду, но и самих себя, порождая все новые и новые потребности.
Способность к развитию, усложнению, изменению и увеличению важнейшая сущностная характеристика потребностей, И этот процесс развития и усложнения потребностей носит, практически, нескончаемый характер.
Новая потребность возникает на базе уже удовлетворенной потребности, которая представляет собой основание для новых форм жизнедеятельности и соответствующих им формам ориентации.
Иначе говоря, жизнь и развитие немыслимы без удовлетворения потребностей, причем, чем шире, сложнее, разностороннее потребности человека, чем в большей степени они удовлетворяются (т.е.
чем сложнее и разностороннее способности человека, позволяющие удовлетворять возникающие потребности), тем совершеннее сам человек, тем совершеннее, духовно богаче общество, которому он принадлежит.
Тем самым, потребности — источник и основа активности личности, она есть внутренняя необходимость, т.е.
существует как потребность, выступающая детерминантной основой активности личности, направленной на достижение определенного результата деятельности, то
55

[стр.,56]

есть устойчивости системы, ее нормального функционирования, гармонизации.
Потребность без и вне деятельности не имеет смысла, так
как она возникает и существует как побуждение к деятельности, а сама деятельность, трактуемая философами как характеристика субъектнообъектных отношений, выступает как выражение активности субъекта по отношению к предстоящему объекту среды.
И пока потребность не удовлетворена, человек находится в состоянии недовольства своими потребностями, самим собой, своей жизнью, что побуждает его к поиску предметов, средств, способов снятия этого напряжения — неудовольствия с целью удовлетворения потребностей.
Таким образом, отправная точка анализа проблемы потребностей то, что они составляют необходимый момент деятельности: там же, где есть деятельность, там всегда видна какая-нибудь потребность и наоборот.
Потребность в психологическом понимании это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его активности.
(121 , с.
287).
Существуют различные подходы к классификации человеческих потребностей.
С древности и до наших дней для классификации потребностей выделялись самые различные признаки.
Потребности подразделялись на телесные и духовные, физические и психические, первичные и вторичные, главные и второстепенные, абсолютные и относительные, высшие и низкие, необходимые и избыточные, естественные и искусственные, действительные и мнимые, общие и частные, биологические и социальные и т.д.
Наиболее традиционной и обобщенной классификацией потребностей является их деление на витальные, обеспечивающие жизнедеятельность организма, и социальные, или гедонистические, относящиеся к духовной сфере жизни личности.
56

[Back]