как она возникает и существует как побуждение к деятельности, а сама деятельность, трактуемая философами как характеристика субъектнообъектных отношений, выступает как выражение активности субъекта по отношению к предстоящему объекту среды. И пока потребность не удовлетворена, человек находится в состоянии недовольства своими потребностями, самим собой, своей жизнью, что побуждает его к поиску предметов, средств, способов снятия этого напряжения — неудовольствия с целью удовлетворения потребностей. Таким образом, отправная точка анализа проблемы потребностей то, что они составляют необходимый момент деятельности: там же, где есть деятельность, там всегда видна какая-нибудь потребность и наоборот. Потребность в психологическом понимании это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его активности. (93 , с. 287). Существуют различные подходы к классификации человеческих потребностей. С древности и до наших дней для классификации потребностей выделялись самые различные признаки. Потребности подразделялись на телесные и духовные, физические и психические, первичные и вторичные, главные и второстепенные, абсолютные и относительные, высшие и низкие, необходимые и избыточные, естественные и искусственные, действительные и мнимые, общие и частные, биологические и социальные и т.д. Наиболее традиционной и обобщенной классификацией потребностей является их деление на витальные, обеспечивающие жизнедеятельность организма, и социальные, или гедонистические, относящиеся к духовной сфере жизни личности. Более широкой классификацией потребностей является их дифференциация на биологические, социальные и духовные. К биологическим потребностям, базирующимся, в первую очередь на 54 |
есть устойчивости системы, ее нормального функционирования, гармонизации. Потребность без и вне деятельности не имеет смысла, так как она возникает и существует как побуждение к деятельности, а сама деятельность, трактуемая философами как характеристика субъектнообъектных отношений, выступает как выражение активности субъекта по отношению к предстоящему объекту среды. И пока потребность не удовлетворена, человек находится в состоянии недовольства своими потребностями, самим собой, своей жизнью, что побуждает его к поиску предметов, средств, способов снятия этого напряжения — неудовольствия с целью удовлетворения потребностей. Таким образом, отправная точка анализа проблемы потребностей то, что они составляют необходимый момент деятельности: там же, где есть деятельность, там всегда видна какая-нибудь потребность и наоборот. Потребность в психологическом понимании это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его активности. (121 , с. 287). Существуют различные подходы к классификации человеческих потребностей. С древности и до наших дней для классификации потребностей выделялись самые различные признаки. Потребности подразделялись на телесные и духовные, физические и психические, первичные и вторичные, главные и второстепенные, абсолютные и относительные, высшие и низкие, необходимые и избыточные, естественные и искусственные, действительные и мнимые, общие и частные, биологические и социальные и т.д. Наиболее традиционной и обобщенной классификацией потребностей является их деление на витальные, обеспечивающие жизнедеятельность организма, и социальные, или гедонистические, относящиеся к духовной сфере жизни личности. 56 Более широкой классификацией потребностей является их дифференциация на биологические, социальные и духовные. К биологическим потребностям, базирующимся, в первую очередь на адаптационных механизмах психики относятся потребности в пище, размножении и продолжении рода, потребность в объектах, необходимых для выживания, потребность в освоении и преумножении жизненного пространства, потребность в экономии энергии. Потребности, носящие биологический характер считаются врожденными и передаются на генетическом уровне. На фоне биологических потребностей в процессе приспособительной деятельности формируются социальные потребности, такие как потребность в объединении и эмоциональном взаимодействии с другими представителями социума, потребность в самореализации и самоутверждении поиск смысла своего существования, потребность в социальном статусе. Социальные потребности выступают регулятором адаптационных механизмов индивида по отношению социальной группе, в которой он существует и обществу в целом. В отличие от потребностей биологического и социального характера, духовные потребности имеют нематериальный характер и базируются на интеллектуальных и эмоциональных сторонах личности. Духовные потребности занимают особое место в процессе формирования личности и определяют направленность деятельности. К ним относятся: потребность в познании нового, потребность в прекрасном (эстетическая потребность), потребность в созидании. Вместе с тем духовные потребности являются производными от социальных потребностей. Духовные потребности являются предметом исторического, общественного развития и свойственны только человеку. Они формируются в тесной взаимосвязи с удовлетворением естественных и социальных потребностей. Каждым обществом порождаются духовные потребности, отражающие уровень развития его производства. 57 |