адаптационных механизмах психики относятся потребности в пище, размножении и продолжении рода, потребность в объектах, необходимых для выживания, потребность в освоении и приумножении жизненного пространства, потребность в экономии энергии. Потребности, носящие биологический характер считаются врожденными и передаются на генетическом уровне. На фоне биологических потребностей в процессе приспособительной деятельности формируются социальные потребности, такие как потребность в объединении и эмоциональном взаимодействии с другими представителями социума, потребность в самореализации и самоутверждении, поиск смысла своего существования, потребность в социальном статусе. Социальные потребности выступают регулятором адаптационных механизмов индивида по отношению к социальной группе, в которой он существует и обществу в целом. В отличие от потребностей биологического и социального характера, духовные потребности имеют нематериальный характер и базируются на интеллектуальных и эмоциональных сторонах личности. Духовные потребности занимают особое место в процессе формирования личности и определяют направленность деятельности. К ним относятся: потребность в познании нового, потребность в прекрасном (эстетическая потребность), потребность в созидании. Вместе с тем духовные потребности являются производными от социальных потребностей. Духовные потребности являются предметом исторического, общественного развития и свойственны только человеку. Они формируются в тесной взаимосвязи с удовлетворением естественных и социальных потребностей. Каждым обществом порождаются духовные потребности, отражающие уровень развития его производства, общественных отношений, культуры, идеологии. Исторический, социальный характер духовных потребностей выражается в том, что они находятся в состоянии бесконечного изменения и развития. Духовные 55 |
Более широкой классификацией потребностей является их дифференциация на биологические, социальные и духовные. К биологическим потребностям, базирующимся, в первую очередь на адаптационных механизмах психики относятся потребности в пище, размножении и продолжении рода, потребность в объектах, необходимых для выживания, потребность в освоении и преумножении жизненного пространства, потребность в экономии энергии. Потребности, носящие биологический характер считаются врожденными и передаются на генетическом уровне. На фоне биологических потребностей в процессе приспособительной деятельности формируются социальные потребности, такие как потребность в объединении и эмоциональном взаимодействии с другими представителями социума, потребность в самореализации и самоутверждении поиск смысла своего существования, потребность в социальном статусе. Социальные потребности выступают регулятором адаптационных механизмов индивида по отношению социальной группе, в которой он существует и обществу в целом. В отличие от потребностей биологического и социального характера, духовные потребности имеют нематериальный характер и базируются на интеллектуальных и эмоциональных сторонах личности. Духовные потребности занимают особое место в процессе формирования личности и определяют направленность деятельности. К ним относятся: потребность в познании нового, потребность в прекрасном (эстетическая потребность), потребность в созидании. Вместе с тем духовные потребности являются производными от социальных потребностей. Духовные потребности являются предметом исторического, общественного развития и свойственны только человеку. Они формируются в тесной взаимосвязи с удовлетворением естественных и социальных потребностей. Каждым обществом порождаются духовные потребности, отражающие уровень развития его производства. 57 общественных отношений, культуры, идеологии. Исторический, социальный характер духовных потребностей выражается в том, что они находятся в состоянии бесконечного изменения и развития. Духовные потребности отражают нужду человека в том, что объективно необходимо для его нормального функционирования как личности. Она выступает как внутреннее побуждение к деятельности, направленной на овладение формами общественного бытия и сознания, без которого человек не может функционировать как личность. Духовные потребности не запрограммированы природной организацией функционирования организма, а формируются на протяжении всей жизни как результат присоединения личности к культурным и общечеловеческим ценностям. Природа духовных потребностей характеризуется объективной и субъективной сторонами. Объективная сторона духовной потребности отражает нужду в объективно существующих (созданных обществом) ценностях — нормах морали, научных истинах, трудовом опыте, художественной культуре. Субъективная сторона природы духовных потребностей заключается в том, что носителем потребности является субъект, личность. Также, исследователи делят потребности на доинстинктивные, инстинктивные и неинстинктивные (присущие только человеку). Неинстинктивные человеческие потребности делятся на материальные и духовные. Любая потребность проявляется как недостаток чего-либо необходимого для жизнедеятельности человека и является стимулом к действию направленному на реализацию данной потребности. «Потребность есть такое явление в биологических, биосоциальных (человек) и социальных (общество) системах, которое обусловлено их жизнесуществованием, и выступает непосредственным побудителем действия (деятельности) с целью получения продукта для обеспечения стабильного функционирования этой системы» (161, с. 16). 58 |