«шоппинге», алкоголе, курении и т. д. то есть все так называемые вредные привычки, проявляющиеся в виде деятельности бессмысленной и не имеющей под собой реальной необходимости (37, 42). Одной из основных черт потребностей как явления становится то, что неразрывно связывает человека с объективной реальностью, окружающим миром. Это связано с тем, что человек в процессе эволюции, исторического развития, начиная от удовлетворения витальных потребностей, по мере включения в социальные отношения и их расширения в процессе необходимых объективно для поддержания жизни потребностей своей деятельности непрерывно расширял круг того, в чем нуждался. Причем удовлетворение потребности, нужды в чем-либо всегда связано с окружающей средой, где человек изначально добывал себе пишу, а позднее и с социальными отношениями в группе (потребность в выживании, потребность в общении и т.д.). Социальные отношения в группе людей в первую очередь гак же направлены на удовлетворение жизненных потребностей: коллективная деятельность в консолидированной группе, имеющая общей своей направленностью выживание и удовлетворение для существования каждого человека в отдельности и всей группы в целом. В процессе исторического развития та или иная направленность во внешний мир какой-либо объект, в зависимости от испытываемой человеком нужды в чем-либо, формировала определенные виды деятельности. С. А. Рубинштейн отмечает, что в отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, он испытывает определенное психическое напряжение, выраженное в беспокойстве, нервозности и т. д. Человек стремится избавиться от подобного психологического дискомфорта, у него зарождается “более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается точка, к которой все направлено”. Осуществляется своего рода поиск, определение 60 |
Также многие исследователи выделяют так называемые квазипотребности, которые не носят ни врожденного, ни биологического характера и по своему происхождению являются социальными. Это потребности в некоторых видах деятельности не обусловленные объективно. К квазипотребностям относят такие потребности как потребность в «шоппинге», алкоголе, курении и т. д. то есть все так называемые вредные привычки, проявляющиеся в виде деятельности бессмысленной и не имеющей под собой реальной необходимости (51, 57). Одной из основных черт потребностей как явления становится то, что неразрывно связывает человека с объективной реальностью, окружающим миром. Это связано с тем, что человек в процессе эволюции, исторического развития, начиная от удовлетворения витальных потребностей, по мере включения в социальные отношения и их расширения в процессе необходимых объективно для поддержания жизни потребностей своей деятельности непрерывно расширял круг того, в чем нуждался. Причем, удовлетворение потребности, нужды в чем-либо всегда связано с окружающей средой, где человек изначально добывал себе пищу, а позднее и с социальными отношениями в группе (потребность в выживании, потребность в общении и т.д.). Социальные отношения в группе людей в первую очередь так же направлены на удовлетворение жизненных потребностей: коллективная деятельность в консолидированной группе, имеющая общей своей направленностью выживание и удовлетворение для существования каждого человека в отдельности и всей группы в целом. В процессе исторического развития та или иная направленность во внешний мир какой-либо объект, в зависимости от испытываемой человеком нужды в чем-либо, формировала определенные виды деятельности. С. А. Рубинштейн отмечает, что в отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, он испытывает 62 определенное психическое напряжение, выраженное в беспокойстве, нервозности и т. д. Человек стремится избавиться от подобного психологического дискомфорта, у него зарождается “более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается точка, к которой все направлено”. Осуществляется своего рода поиск, определение предмета, на который направлена динамическая тенденция. По мере того, насколько четко определена направленность субъекта, она переходит на осознанный уровень и становится мотивом деятельности индивида (138 , с. 518 519). Таким образом, в корне деятельности лежит потребность, необходимость в чем-либо, обусловленная объективно. Потребности, особенно духовного характера (познавательные, эстетические, творческие), характеризуются также временными параметрами: кратковременные потребности, являющиеся сиюминутными, поверхностными, легко меняющиеся под воздействием внешних и внутренних факторов (настроения, вкуса, общественного мнения и т. д.); долговременные потребности, характеризующиеся большой устойчивостью и не подверженные изменениям и сиюминутным влияниям (социальные потребности, которые изменяются только вместе с социальным переустройством в обществе); гипердолговременные потребности устойчивые потребности, сохраняющие свою актуальность даже при социальных трансформациях и базирующиеся на общечеловеческих ценностях (161, с. 20). И. А. Джидарьян, на основе психологического аспекта исследования потребностей выявляет их многостороннюю сущность, прежде всего в трех главных характеристиках: во-первых, предметность, во-вторых, динамичность и, в третьих, побудительность. Ни одна из них сама по себе еще не определяет их природы как самостоятельных и специфических образований человеческой психики. И только в единстве этих трех 63 |