предмета, на который направлена динамическая тенденция. По мере того, насколько четко определена направленность субъекта, она переходит на осознанный уровень и становится мотивом деятельности индивида (108 , с. 518 519). Таким образом, в корне деятельности лежит потребность, необходимость в чем-либо, обусловленная объективно. Потребности, особенно духовного характера (познавательные, эстетические, творческие), характеризуются также временными параметрами: кратковременные потребности, являющиеся сиюминутными, поверхностными, легко меняющиеся под воздействием внешних и внутренних факторов (настроения, вкуса, общественного мнения и т. д.); долговременные потребности, характеризующиеся большой устойчивостью и не подверженные изменениям и сиюминутным влияниям (социальные потребности, которые изменяются только вместе с социальным переустройством в обществе); гипердолговременные потребности устойчивые потребности, сохраняющие свою актуальность даже при социальных трансформациях и базирующиеся на общечеловеческих ценностях (125, с. 20). И. А. Джидарьян на основе психологического аспекта исследования потребностей выявляет их многостороннюю сущность, прежде всего в трех главных характеристиках: во-первых, предметность, во-вторых, динамичность и, в третьих, побудительность. Ни одна из них сама по себе еще не определяет их природы как самостоятельных и специфических образований человеческой психики. И только в единстве этих трех характеристик выявляется психологическая природа человеческих потребностей (35). Все исследования проблемы формирования потребностей у человека сходятся в том, что потребности по своей сущности историчны, то есть неразрывно связаны с историческим развитием человека. В иерархии человеческих потребностей биологические и социальные 61 |
определенное психическое напряжение, выраженное в беспокойстве, нервозности и т. д. Человек стремится избавиться от подобного психологического дискомфорта, у него зарождается “более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается точка, к которой все направлено”. Осуществляется своего рода поиск, определение предмета, на который направлена динамическая тенденция. По мере того, насколько четко определена направленность субъекта, она переходит на осознанный уровень и становится мотивом деятельности индивида (138 , с. 518 519). Таким образом, в корне деятельности лежит потребность, необходимость в чем-либо, обусловленная объективно. Потребности, особенно духовного характера (познавательные, эстетические, творческие), характеризуются также временными параметрами: кратковременные потребности, являющиеся сиюминутными, поверхностными, легко меняющиеся под воздействием внешних и внутренних факторов (настроения, вкуса, общественного мнения и т. д.); долговременные потребности, характеризующиеся большой устойчивостью и не подверженные изменениям и сиюминутным влияниям (социальные потребности, которые изменяются только вместе с социальным переустройством в обществе); гипердолговременные потребности устойчивые потребности, сохраняющие свою актуальность даже при социальных трансформациях и базирующиеся на общечеловеческих ценностях (161, с. 20). И. А. Джидарьян, на основе психологического аспекта исследования потребностей выявляет их многостороннюю сущность, прежде всего в трех главных характеристиках: во-первых, предметность, во-вторых, динамичность и, в третьих, побудительность. Ни одна из них сама по себе еще не определяет их природы как самостоятельных и специфических образований человеческой психики. И только в единстве этих трех 63 характеристик выявляется психологическая природа человеческих потребностей (47). Все исследования проблемы формирования потребностей у человека сходятся в том, что потребности по своей сущности историчны, то есть неразрывно связаны с историческим развитием человека. В иерархии человеческих потребностей биологические и социальные факторы переплетены очень сложно и находятся в тесной взаимосвязи. Витальные потребности человека в процессе исторического развития претерпели не меньшие изменения, чем социальные. Потребность в пище животного и человека за тысячелетия становятся все более и более различными, хотя бы с точки зрения формы потребления пищи. А. Н. Леонтьев в этом отношении отмечает, что потребности человека, удовлетворение которых составляет необходимое условие поддержания физического существования, отличаются от его потребностей, не имеющих своих гомологов у животных, различие это не является абсолютным, и историческое преобразование охватывает всю сферу потребностей, присущих человеку (78, с. 148). Таким образом, биологические потребности человека существуют в преобразованном виде, они опосредованы социально, обогащаются и развиваются во взаимосвязи с духовными потребностями людей. С развитием сознания в процессе эволюции, формируется особая форма производства духовная. В связи с этим формируется тип предметно-функциональных потребностей потребностей в труде, художественном творчестве, которые постепенно становятся не надстройкой над витальными потребностями, а второй половиной сферы потребностей, причем Леонтьев, уподобляя витальные и специальночеловеческие потребности двум чашам весов, отмечая, что высшие человеческие потребности могут перевесить казалось бы доминирующие витальные потребности (78, с. 149). 64 |