отношение, выраженное в интересе, переводит потребность и в психолого-педагогический аспект ее рассмотрения, делая ее возможной для педагогического анализа. Следовательно, на основе вышеизложенного можно сделать некоторые выводы о сущностной стороне проблемы потребностей: Во-первых, потребности являются внутренним условием любого вида деятельности, источником активности личности и фактором, лежащим в основе приспособительных механизмов человеческой психики. Потребности лежат в основе социальной и индивидуальной активности личности, любое проявление деятельности индивида имеет под собой цель, выражающуюся в удовлетворении той или иной потребности. Любое стремление индивида перерастает в потребность и выражается в деятельности. Вне потребности никакая форма сознания, никакие идеи и теории не вызывают человеческого действия. Вовторых, потребности носят субъективно-объективный характер никакая потребность не возникает вне взаимодействия субъекта и окружающей действительности. Потребности порождаются действительностью и практикой, а не привносятся в них. Потребности изменяются под влиянием изменившихся условий. Одновременно потребности становятся второй природой человека, субъективируются. Потребности не являются чем-то внешним по отношению к человеку. Как продукт человеческой деятельности они составляют часть сознания, поведения, существенную характеристику его бытия. В-третьих, потребности формировались, развивались и трансформировались в процессе эволюционного становления человека и общественных отношений — в этом заключается историчность потребностей. Процесс совершенствования потребностей — бесконечный процесс. Потребности порождают отношения так же, как отношения порождают потребности. В-четвертых, потребности являются одновременно и побуждением к 65 |
проблему в ценностно-смысловую категорию.. Это означает, что для успешного формирования и реализации потребности в художественном творчестве необходимо формирование интереса к данному виду деятельности в качестве его основного мотива. Актуализация интересов возможна через вовлечение студентов в активную, разнообразную и эмоционально насыщенную учебнотворческую деятельность в области изобразительного искусства. Потребности являются фундаментом любого вида деятельности, ее внутренним условием, источником активности личности в том числе и творческой. Никакая форма человеческой деятельности не проявляется вне зависимости от потребностей личности, которые представляют собой определенное диалектическое противоречие во взаимоотношениях человека и окружающей действительности. Вместе с тем никакая потребность не существует вне деятельности как и деятельность не существует вне потребности. Потребности являются одновременно и побуждением к деятельности и ее целью: они провоцируют активность личности и порождаются ею. Они формировались, развивались и трансформировались в процессе эволюционного становления человека и общественных отношений в этом заключается историчность потребностей. Процесс совершенствования потребностей, их качественного и количественного преобразования беспрерывен. Спецификой художественно-творческой потребности является то, что она относится к деятельности в области искусства, с позиции его создания а не потребления. Данная потребность, на наш взгляд, должна быть стержневым образованием художественно-эстетического сознания личности художника-педагога, служащего основанием различных форм педагогической и художсствсшю-творческой деятельности в сфере изобразительного искусства. 88 |