1.4. Специфика художественно-творческих потребностей. Целенаправленная человеческая деятельность имеет в своей основе два вида потребностей — материальные и духовные, которые находятся в постоянном взаимодействии и развитии. Потребности личности, социальных групп и всего общества в целом определяются уровнем развития последнего, а также разнообразием видов деятельности, сформировавшихся в процессе общественноисторического развития. Художественное творчество как вид деятельности направлено на удовлетворение потребностей духовной сферы жизни личности и общества. К потребностям, носящим характер духовных, исследователи, как правило, относят, во-первых, потребность в познании, во-вторых, эстетические потребности, которые в свою очередь включают в себя художественно-эстетические потребности и, в-третьих, высшие в иерархии духовных потребностей творческие потребности. При этом следует отметить, что единой классификации потребностей, связанных с искусством, до настоящего времени не существует. В связи с этим хотелось бы особое внимание уделить разнице между понятиями: эстетическая потребность, художественная или художественно-эстетическая потребность, творческая и художественнотворческая потребности. Искусство как специфическое проявление человеческой природы направлено на удовлетворение всей сферы духовных потребностей человека. Существует много гипотез и теоретических концепций о происхождении искусства, среди которых наиболее распространены теория игры; магическая теория; теория подражания (мимезиса) В середине XIX века возникла биологическая теория, тесно связанная с именем Ч. Дарвина. Он полагал, что эстетическое чувство является врожденным, биологически присущим организму, как, например, присуще чувство голода. И появилось оно у живых существ на определенном этапе эволюции как средство привлечения представителей другого пола. Одной 67 |
1.4. Специфика художественно-творческих потребностей. Целенаправленная человеческая деятельность имеет в своей основе два основных вида потребностей — материальные и духовные, которые находятся в постоянном взаимодействии и развитии. Потребности личности, социальных групп и всего общества в целом определяются уровнем развития последнего, а также разнообразием видов деятельности, сформировавшихся в процессе общественноисторического развития. Художественное творчество как вид деятельности, направлено на удовлетворение потребностей духовной сферы жизни личности и общества. К потребностям, носящим характер духовных исследователи, как правило, относят, во-первых, потребность в познании, во-вторых, эстетические потребности, которые в свою очередь включают в себя художественно-эстетические потребности и, в-третьих, высшие в иерархии духовных потребностей творческие потребности. При этом следует отметить, что единой классификации потребностей связанных с искусством до настоящего времени не существует. В связи с этим хотелось бы особое внимание уделить разнице между понятиями как эстетическая потребность, художественная или художественно-эстетическая потребность, творческая и художественнотворческая потребности. Искусство как специфическое проявление человеческой природы направлено на удовлетворение всей сферы духовных потребностей человека. Существует много гипотез и теоретических концепций о происхождении искусства, среди которых наиболее распространены: теория игры; магическая теория; теория подражания (мимезиса) В середине 19 века возникла биологическая теория, тесно связанная с именем Ч. Дарвина. Он полагал, что эстетическое чувство является врожденным, биологически присущим организму, как, например, присуще чувство голода. И появилось оно у живых существ на определенном этапе эволюции как средство привлечения представителей другого пола. Одной 69 |