которые невозможно выразить на понятийнологическом уровне (81, с. 1431). В связи с этим содержанием эстетического становится не только выразительность явлений. «Эстетическое имеет свой объект степень осуществления структурообразующего принципа в явлении. Высший расцвет явления его гармоническое состояние. Гармония, прекрасное главные эстетические категории.» (81, с. 19). Как пишет С. Л. Рубинштейн, эстетическая потребность, как стремление человека к гармонии, «взращена всей историей человечества и является ее достоянием» (107, с. 303). Ее зарождение связано не только с развитием и совершенствованием органов чувств человека, воображения, мышления, элементарных эстетических и художественных переживаний, восприятия, всего художественного опыта человека, но и с развитием многих специфических человеческих потребностей познавательной, игровой, потребности в общении и самоутверждении. (35 , с. 63). Понятия «эстетическое» и «художественное» по своей сути несут разный смысл, хотя генетически неразрывно связаны. «Эстетическое» понятие более общее и широкое по отношению к понятию «художественное» и выходящее за пределы области, связанной с искусством или художественно-творческим процессом. Эстетическое это все то, что вызывает у человека положительные эмоциональные реакции как результат удовлетворения потребности в красоте, совершенстве, гармонии с собой и окружающей действительностью, причем понимания красоты в разных культурах бывают прямо противоположными друг ДРУГУЭстетическое генетически заложено в природе человека и в онтогенезе детерминирует развитие в человеке художественных потребностей и способностей. Эстетические отношения человека к действительности и эстетическая деятельность находят свое концентрированное выражение именно в искусстве, в художественной 69 |
которые невозможно выразить на понятийнологическом уровне (104, с. 14-31). В связи с этим, содержанием эстетического становится не только выразительность явлений, «Эстетическое имеет свой объект — степень осуществления структурообразующего принципа в явлении. Высший расцвет явления — его гармоническое состояние. Гармония, прекрасное — главные эстетические категории.» (104, с. 19). Как пишет С. Л. Рубинштейн, эстетическая потребность, как стремление человека к гармонии, «взращена всей историей человечества и является ее достоянием» (137, с. 303). Ее зарождение связано не только с развитием и совершенствованием органов чувств человека, воображения, мышления, элементарных эстетических и художественных переживаний, восприятия, всего художественного опыта человека, но и с развитием многих специфических человеческих потребностей познавательной, игровой, потребности в общении и самоутверждении. (47, с. 63). Понятия «эстетическое» и «художественное» по своей сути несут разный смысл, хотя генетически неразрывно связаны. «Эстетическое» понятие более общее и широкое по отношению к понятию «художественное» и выходящее за пределы области связанной с искусством или художественно-творческим процессом. Эстетическое — это все то, что вызывает у человека положительные эмоциональные реакции как результат удовлетворения потребности в красоте, совершенстве, гармонии с собой и окружающей действительностью, причем понимания красоты в разных культурах бывают прямо противоположными друг другу. Эстетическое генетически заложено в природе человека и в онтогенезе детерминирует развитие в человеке художественных потребностей и способностей. Эстетические отношения человека к действительности и эстетическая деятельность находят свое концентрированное выражение именно в искусстве, в художественной деятельности. В художественно-эстетической деятельности преобладает 71 |