сотни определений), и это вполне объяснимо. Отчасти это объясняется сложностью феноменов эстетической и художественной потребности (123). Наиболее распространенным определением эстетической потребности является ее определение как стремления человека к красоте. В словаре по эстетике дается следующее определение эстетической потребности: это «заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания эстетического человеком в разнообразных формах деятельности, и, прежде всего, в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается наиболее концентрировано» (130, с. 266). Проблема эстетической потребности тесно смыкается с проблемой художественной потребности, гак как художественное в целом является производным от эстетического. Таким образом, художественная потребность есть одна из форм выражения эстетической потребности, выделившаяся в процессе развития последней. В отличие от эстетической потребности, направленность художественной потребности довольно конкретна: предметом эстетической потребности является прекрасное вообще, проявляющееся во всех явлениях окружающей действительности, в свою очередь предметом художественной потребности выступает прекрасное выраженное посредством искусства. Вместе с тем обе эти потребности взаимообуславливают друг друга («соседствуют» одна с другой и не могут друг без друга), взаимовлияют, взаимообогащаюгея, органично «переходят» одна в другую. Между ними существует очень сложное диалектическое единство. Существует множество самых различных определений художественных и эстетических потребностей, которые приводились, но единой точки зрения пока не сложилось; это объясняется как сложностью самого предмета исследования, так и различными позициями авторов, занимающихся этой проблемой. Поэтому художественная потребность наименее изученная проблема в 72 |
сложностью феноменов эстетической и художественной потребности (159). Наиболее распространенным определением эстетической потребности является ее определение как стремления человека к красоте. В словаре по эстетике дается следующее определение эстетической потребности; Это «заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания эстетического человеком в разнообразных формах деятельности, и, прежде всего, в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается наиболее концентрировано» (166, с. 266). Проблема эстетической потребности тесно смыкается с проблемой художественной потребности, так как художественное в целом является производным от эстетического. Таким образом, художественная потребность есть одна из форм выражения эстетической потребности выделившаяся в процессе развития последней. В отличие от эстетической потребности, направленность художественной потребности довольно конкретна; предметом эстетической потребности является прекрасное вообще, проявляющееся во всех явлениях окружающей действительности, в свою очередь предметом художественной потребности выступает прекрасное выраженное посредством искусства. Вместе с гем обе эти потребности взаимообу сдавливают друг друга («соседствуют» одна с другой и не могут друг без друга), взаимовлияют, взаимообогащаются, органично «переходят» одна в другую. Между ними существует очень сложное диалектическое единство. Существует множество самых различных определений художественных и эстетических потребностей, которые приводились, но единой точки зрения пока не сложилось; это объясняется как сложностью самого предмета исследования, так и различными позициями авторов, занимающихся этой проблемой. Поэтому художественная потребность наименее изученная проблема в эстетической (и тем более, педагогической) теории. 74 |