самовыражении. В случае, когда индивидуальная потребность художника совпадает с потребностями окружающих, то в процессе взаимоотношений художник зритель удовлетворяются художественно-эстетические потребности отдельных индивидов и общества в целом. Причем в процессе удовлетворения потребности художника в творчестве происходит творческая самореализация его личности, используя терминологию А. Г. Маслоу, самоактуализация. Воспитание разносторонней гармонично развитой личности связано с расширением ее реальных возможностей для применения в различных сферах деятельности творческих сил и способностей. Современные социально-экономические преобразования требуют и будут требовать от человека творчества, активности, самостоятельности. Проблема формирования художественно-творческой потребности выступает как вопрос развития творческого начала личности, творческого самовыражения, креативности, самореализации личности в сфере деятельности, непосредственно относящейся к художественному творчеству. Таким образом, следуя мысли А. Н. Леонтьева, потребность и вытекающая из нее деятельность являются основой формирования и развития личности. Внутренним и необходимым психологопедагогическим условием обращения личности к творчеству в области искусства является именно художественно-творческая потребность, способствующая развитию ее духовного мира. Неразвитая художественнотворческая потребность препятствует адекватному духовному развитию личности художника, оставляя неразвитыми ее эмоциональную сферу, способности личности, не воздействует на формирование системы внутренних ценностей и обогащение духовного мира. Художественнотворческая потребность сложное системное образование, связанное с механизмами катарсиса, гармонизации внутреннего мира и самоактуализацией личности, следовательно, ее развитие важнейшая задача, стоящая перед системой художественного образования в целом. 82 |
потребностями, окружающих, то в процессе взаимоотношений художник — зритель удовлетворяются художественно-эстетические потребности отдельных индивидов и общества в целом. Причем в процессе удовлетворения потребности художника в творчестве происходит творческая самореализация его личности, используя терминологию А. Г. Маслоу, самоактуализация. Разработка проблемы формирования художественно-творческих потребностей необходима для формирования и развития творчески активной личности в условиях системы художественного образования. Традиционно упор делался на формирование и развитие знаний, умений и навыков, а формирование и развитие творческих начал и культуры личности отходило на второй план. Отсюда ясно, что развитие художественно-творческих потребностей личности, а посредством этого развитие духовного мира человека важнейшая и актуальнейшая проблема. Воспитание разносторонней гармонично развитой личности связано с расширением ее реальных возможностей для применения в различных сферах деятельности творческих сил и способностей. Современные социально-экономические преобразования требуют, и будут требовать от человека творчества, активности, самостоятельности. Проблема формирования художественно-творческой потребности выступает как вопрос развития творческого начала личности, творческого самовыражения, креативности, самореализации личности, в сфере деятельности, непосредственно относящейся к художественному творчеству. Таким образом, следуя мысли А. Н. Леонтьева, потребность и вытекающая из нее деятельность являются основой формирования и развития личности. Внутрешшм и необходимым психологопедагогическим условием обращения личности к творчеству в области искусства, является именно художественно-творческая потребность, способствующая развитию ее духовного мира. Неразвитая художественнотворческая потребность препятствует адекватному духовному развитию 84 личности художника, оставляя неразвитыми ее эмоциональную сферу, способности личности, не воздействует на формирование системы внутренних ценностей и обогащение духовного мира. Художественнотворческая потребность сложное системное образование, связанное с механизмами катарсиса, гармонизации внутреннего мира и самоактуализацией личности, следовательно, ее развитие важнейшая задача, стоящая перед системой художественного образования в целом. Причем деятельностная сторона потребности наиважнейшая; если нет деятельности, следовательно, нет и никакой потребности, ибо деятельность — это результат актуализации потребности. И в этом отношении деятельность, не только путь к познанию внутреннего мира личности, но и результат проявления этого внутреннего мира. Потребность всегда предметна. Если исключить деятельность в отношении предмета, то потребность будет оставаться на уровне напряжения, нужды, неосознанного неудовлетворения, то есть без деятельностного аспекта объяснение художественно-творческой потребности будет неполным, неверным, да и невозможным в принципе. Ведь сам акт творчества это творческая деятельность, причем самая разнообразная и в то же время комплексная: это единение рациональных и иррациональных начал человеческой психики работа мысли и чувства, воли и духовности, воображения и логики. Любая потребность и способность, как феномены психики человека, не могут возникнуть вне деятельности, которую они вызывают (порождают) и в которой они закрепляются и совершенствуются, накладываясь на конкретную личность (ее эмоции, волю, интеллект, духовность) и ее сознание. Эстетическая и художественная потребность, как духовные (неутилитарные) потребности своей базой имели утилитарные потребности, утилитарную трудовую деятельность, направленную на поддержание жизненных функций организма и адаптацию к условиям окружающей среды. Это позволило человеку 85 |