Поскольку каждая наука имеет свой особый предмет, она неизбежно создает свой метод исследования, в требованиях которого отражается специфика ее предмета, а значит и свою методологию. Анализ, проделанный в работе, дал возможность выделить следующие линии взаимодействия философии и частных наук: а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику; б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод в качестве системы общих принципов под хода к изучению интересующих ее явлений и процессов. Методы философии права это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний об общих закономерностях и сущности правовых и государственных явлений. Кроме того, под методами философии права понимаются также способы упорядочения имеющегося материала, его логического расположения с целью последующего более глубокого и разностороннего изучения. В этом отношении совокупность методов философии права выступает ее методологией. Как и в общей теории права и государства в философии права используется множество разноуровневых методов, классификация которых может быть следующей: общенаучные методы, частнонаучные методы, специальные методы. Выявлено, что социальная философия выполняет ряд важных методологических функций. К ним относятся: 1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественноисторическая жизнь людей); 2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его |
"Социальная философия это система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни" (Социальная философия. М.,1995. С.13-14.). Автором еще одного определения является известный отечественный ученый В.С.Барулин. Он считает, что "социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе" (Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. М.,1993. С.90.) Студент может взять на вооружение любое из приведенных определений. Он может также каким-то образом попытаться их синтезировать, или даже попробовать сконструировать свое собственное определение. Но для этого надо знать, что многообразие и различие определений социальной философии во многом связано с тем, что до сих пор не ясен проблемно-предметный статус социальной философии. Причины этого разнообразны. Сказывается нигилистический (отрицающий полностью все прошлые достижения) разрыв с "истматовским" прошлым. Влияет утверждение с середины 80-х годов "плюрализма мыслей, а не знаний". Сказываются и трудности в освоении современной западной литературы. На последней причине остановимся более подробно. Несколько десятилетий даже советские философыпрофессионалы, не говоря уже о тех, кто изучал философию в высших учебных заведениях или просто интересовался ею, были лишены возможности общаться с зарубежными коллегами-немарксистами и читать зарубежную философскую литературу. Следствием этого, помимо всего прочего, явилось то, что с конца 80-х годов книжный рынок обрушил на читателей такой объем ранее неизвестной литературы, который просто трудно было освоить. Но дело не только в этом. В России стало модным многое из того, что за рубежом уже было историей философии. Если на западе термин "социальная философия" стал весьма распространенным в середине ХХ века, то в России лишь в завершающие его 90-е годы. Справедливости ради следует отметить, что и на Западе нет единого мнения о сущности социальной философии. Так, учебник для студентов Оксфорда (Грэхем Г. Современная социальная философия. Оксфорд, 1988.) содержит разделы о сущности общества, личности, социальной справедливости, социальном равенстве и его поддержании, здравоохранении, моральных нормах и праве. Другой учебник, изданный в Дармштадте (Форшнер М. Человек и общество: основные понятия социальной философии. Дармштадт, 1989), рассматривает концепции общества, идею свободы воли и ответственности человека, проблемы наказания, власти, политические системы, теории справедливых войн и т.д. Этот список можно продолжить. Отметим, что подходы отечественных авторов так же различны и все они имеют право на существование, так как не являются альтернативными, а лишь дополняют друг друга, рассматривая сложный социальный мир с различных сторон философского мировоззрения. Какую роль играет социальная философия в обществе? Прежде, чем ответить на этот вопрос, напомним функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии. 1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей); 2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном); 3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок); 4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества. |