Проверяемый текст
Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. Уфа: БГПУ, 1997.
[стр. 82]

В 4-х т.
Т.4.
Познание социальной реальности.
М., 1995), посвященного социальному познанию, авторы справедливо указывают на то, что социальное познание это огромный мир, богатый и разнообразный, который сейчас уже трудно охватить целиком.
Он давно противостоит миру естественных наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики и стремления к самоорганизации.
И действительно, это особый мир со своими проблемами, методами, подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших глазах.
В чем же заключаются наиболее важные отличия социального познания от познания естественнонаучного: 1.
В естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира.
Социальное познание прежде всего имеет дело с системой взаимосвязей и отношений.
Представить себе какой-либо предмет исследования: собственность, власть, идеологию, культуру и т.д.
без системы отношений и взаимовлияний невозможно.

2.
В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно неизменно.
Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных зависимостей.
3.
Особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.
4.
В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно большей мере, чем это наблюдается в природе.
А отсюда — дополнительные трудности социального познания.
5.
В естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, в познании социальной
[стр. 9]

1.1.
Специфика философского познания социальной действительности Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или биологию всё это изучение объективной реальности.
Но нельзя изучать сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с детства; невозможно взяться за изучение всей математики одновременно.
Однако литература и биология это менее сложные миры, чем мир человеческой души или мир растений и животных...
Очевидно, что человек для своего познания избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего необходимо.
Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы (явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы не сможем овладеть литературным русским языком.
И все же на каждом этапе обучения выделение его конкретного предмета необходимо.
Таким образом, объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений этого объекта.
Один и тот же объект может быть предметом многих исследований.
Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.
В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным.
Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния.
Но в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений.
Социальному познанию можно дать следующее определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием" (Очерки социальной философии.
М.,1994.
С.16) 1.
Основная задача социального типа знания анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений.
Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы можно было предвидеть будущее.
Предваряя одно из самых интересных и фундаментальных отечественных исследований по теории познания (См.: Теория познания: В 4-х т.
Т.4.
Познание социальной реальности.
М.,1995), посвященного социальному познанию, авторы справедливо указывают на то, что социальное познание это огромный мир, богатый и разнообразный, который сейчас уже трудно охватить целиком.
Он давно противостоит миру естественных наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики и стремления к самоорганизации.
И действительно, это особый мир со своими проблемами, методами, подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших глазах.
В чем же заключаются наиболее важные отличия социального познания от познания естественнонаучного: 1.
В естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира.
Социальное познание прежде всего имеет дело с системой взаимосвязей и отношений.
Представить себе какой-либо предмет исследования: собственность, власть, идеологию, культуру и т.д.
без системы отношений и взаимовлияний невозможно.


[стр.,10]

2.
В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно неизменно.
Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций , а не жестко детерминированных зависимостей.
3.
Особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.
4.
В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно большей мере, чем это наблюдается в природе.
А отсюда дополнительные трудности социального познания.
5.
В естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, в познании социальной
жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
6.
Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания.
Таким образом, социальное познание выступает как самопознание.
(Это отнюдь не делает его проще или успешнее!) Процесс социального познания, как и познание вообще, осуществляется на двух уровняхобыденнопрактическом и научно-теоретическом.
Конечно, глубина проникновения в сущность явлений, нахождение причинно-следственных связей, понимание сущности наблюдаемых явлений на них разные.
Обыденное сознание в большинстве случаев руководствуется "житейской мудростью", не проникая в сущность явления и довольствуясь внешними проявлениями, как бы скользя по поверхности.
Иное дело научное познание.
Оно проходит два этапа эмпирический и теоретический.
Эмпирическим называется тот этап познавательного процесса, на котором познающий субъект непосредственно соприкасается с объектом познания: исследователь описывает изучаемый процесс, классифицирует, строит умозаключения по аналогии, наблюдает, проводит тестирование, анкетирование, отбирает необходимые источники (архивные документы, статистические материалы и т.
п.).
В дальнейшем эти данные приобретают научный и строгий теоретический характер.
Теоретический этап научного исследования направлен на обнаружение в объекте устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов и закономерностей его функционирования и развития.
В процессе теоретического исследования ученый, используя имеющийся эмпирический материал, получает новые знания о мире, проникает в сущность явления.
Но социальный объект настолько богат, многообразен и сложен, что стало необходимым подразделение социального познание на несколько типов (видов).
Традиционно выделяются следующие типы социального познания: 1) гуманитарное знание, 2) социально-экономическое знание, 3) социально-философское знание.
В чем особенности каждого из этих типов? Предметом гуманитарного знания выступает субъективный мир человека.
Социальное бытие рассматривается в нем субъективно, через его значимость для человека.
Объектом изучения гуманитарных наук являются духовные и культурные явления, человек, общество.
Сюда прежде всего

[Back]