Проверяемый текст
Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. Уфа: БГПУ, 1997.
[стр. 84]

многообразен и сложен, что стало необходимым подразделение социального познание на несколько типов (видов).
Традиционно выделяются следующие типы социального познания: 1) гуманитарное знание; 2) социально-экономическое знание; 3) социально-философское знание.

Предметом гуманитарного знания выступает субъективный мир человека.
Социальное бытие рассматривается в нем субъективно, через его значимость для человека.
Объектом изучения гуманитарных наук являются духовные и культурные явления, человек, общество.
Сюда прежде всего
относятся педагогика, психология, эстетическое и нравственное образование, художественное творчество.
Социально-экономическое знание ориентировано на описание тех процессов, которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и прежде всего отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть экономическую жизнь общества.
Этот тип знания приближается к естественнонаучному, поэтому в нем широко используются математические и другие точные методы познания.
Среди всех типов социального познания социально-философское знание занимает особое место.
Как говорят философы, оно является системообразующей основой для всех социальных знаний.
Оно разрабатывается на базе обобщения практики конкретного исторического этапа развития общества и ориентировано на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его развития и отношения к миру.
Социальнофилософское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах
(см.
[стр. 10]

2.
В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно неизменно.
Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций , а не жестко детерминированных зависимостей.
3.
Особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.
4.
В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно большей мере, чем это наблюдается в природе.
А отсюда дополнительные трудности социального познания.
5.
В естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
6.
Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания.
Таким образом, социальное познание выступает как самопознание.
(Это отнюдь не делает его проще или успешнее!) Процесс социального познания, как и познание вообще, осуществляется на двух уровняхобыденнопрактическом и научно-теоретическом.
Конечно, глубина проникновения в сущность явлений, нахождение причинно-следственных связей, понимание сущности наблюдаемых явлений на них разные.
Обыденное сознание в большинстве случаев руководствуется "житейской мудростью", не проникая в сущность явления и довольствуясь внешними проявлениями, как бы скользя по поверхности.
Иное дело научное познание.
Оно проходит два этапа эмпирический и теоретический.
Эмпирическим называется тот этап познавательного процесса, на котором познающий субъект непосредственно соприкасается с объектом познания: исследователь описывает изучаемый процесс, классифицирует, строит умозаключения по аналогии, наблюдает, проводит тестирование, анкетирование, отбирает необходимые источники (архивные документы, статистические материалы и т.
п.).
В дальнейшем эти данные приобретают научный и строгий теоретический характер.
Теоретический этап научного исследования направлен на обнаружение в объекте устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов и закономерностей его функционирования и развития.
В процессе теоретического исследования ученый, используя имеющийся эмпирический материал, получает новые знания о мире, проникает в сущность явления.
Но социальный объект настолько богат, многообразен и сложен, что стало необходимым подразделение социального познание на несколько типов (видов).
Традиционно выделяются следующие типы социального познания: 1) гуманитарное знание, 2) социально-экономическое знание, 3) социально-философское знание.

В чем особенности каждого из этих типов? Предметом гуманитарного знания выступает субъективный мир человека.
Социальное бытие рассматривается в нем субъективно, через его значимость для человека.
Объектом изучения гуманитарных наук являются духовные и культурные явления, человек, общество.
Сюда прежде всего


[стр.,11]

относятся педагогика, психология, эстетическое и нравственное образование, художественное творчество.
Социально-экономическое знание ориентировано на описание тех процессов, которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и прежде всего отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть экономическую жизнь общества.
Этот тип знания приближается к естественнонаучному, поэтому в нем широко используются математические и другие точные методы познания.
Среди всех типов социального познания социально-философское знание занимает особое место.
Как говорят философы, оно является системообразующей основой для всех социальных знаний.
Оно разрабатывается на базе обобщения практики конкретного исторического этапа развития общества и ориентировано на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его развития и отношения к миру.
Социально-философское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.

Ряд авторов предлогает другой подход к выделению типов социального знания.
По их мнению, такое познание делится на две значительно отличающихся друг от друга подсистемы.
Познание законов функционирования общества осуществляется общественными наукам, а познание человеком самого себя, своего Я, ценностно-смысловой сферы бытия так называемыми гуманитарными науками.
Разумеется, деление социального знания на науки о человеке и его месте в мире и науки об обществе достаточно условно.
Однако такое деление имеет свое глубинносодержательное основание.
Многим со школьной скамьи знакома расхожая фраза: критерием истинности наших знаний является практика.
Истина это адекватность представлений субъекта действительности, о чем подробно говорилось в первой части курса философии.
Но достижима ли истина в социальном познании? Попытаемся более подробно разобраться в этом актуальном и затрагивающем каждого вопросе.
Для этого, очевидно, надо ответить на вопрос о том, сколько может быть истин? Ответ, который очевидно напрашивается, звучит так: когда дело касается человеческих отношений, истин столько, сколько и людей.
Нередко, являясь свидетелями какой-нибудь полемики, мы слышим доводы одной стороны и (особенно если эта сторона нам симпатична) склонны с ними согласиться.
Но вот в спор вступает сторонник иной точки зрения, и нам кажется, что он ...
тоже прав.
Так обстоит дело в мире повседневности.
В социальных науках, где ученые вооружены арсеналом разнообразных методов исследования, обширным кругом источников и богатым опытом многих своих предшественников, дело обстоит еще более серьезно.
Авторы уже упоминаемой нами работы по теории позна ния (см: Теория познания.
Т.4.С.18) объясняют наличие мно жества самых разноречивых мнений ученых по проблемам общест венной жизни следующим образом.
Невозможность давать однозначные ответы на вопросы, которыми занимается социальная наука, связана с принципиальной эмпирической несопоставимостью различных теоретических конструкций.
Причина множественности возможных форм описания социальной реальности в отсутствии универсальных исходных допущений, удовлетворяющих представителей различных мировоззрений и культур.
Это приводит к попыткам охватить все предметное поле социального знания с помощью одного принципа, который К.
Маркс в конечном счете видел в экономике, немецкий социолог рубежа XIX-ХХ веков М.Вебер в рациональности, современный философ из ФРГ Ю.Хабермас в коммуникативном действии.
Принципиальная методологическая неустранимость ценностных компонентов делает названные социальные концепции эмпирически равноправными.
Столкновение различных теоретических систем оказывается в конечном счете столкновением исходных, ценностно

[Back]