Проверяемый текст
Философия. (курс лекций) Ташкент – 2001.
[стр. 93]

развития, исследования человека возможно на основе интроспекции (самонаблюдения).
Это означает, что, познавая внутренний мир, личность, философ или психолог анализирует мир ее переживания; познавая общество, анализирует эмоциональные проявления, характерные для массового сознания.
Метод понимания, в конечном счете, направлен на рассмотрение общества как определенной духовной целостности
(см.
Дильтей В.
Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы.
М., 1987).
Данный метод противопоставляется его авторами методу
«объяснение», характерному, как они полагают, для современного научного познания.
Научное познание, основанное на анализе конкретно фактов, их
«объяснении», расчленяет мир как целостность, разрывает связи между его элементами.
Однако постепенно обнаружилась внутренняя противоречивость структуры методы понимания.
Это было связано с тем, что невозможным оказалось обоснование объективной общезначимости исторического познания.
По этим же причинам оказалось невозможным доказать объективность чувственной картины жизни личности.

Одним из важных методов является метод интуиции.
Данный метод предполагает изучение какого-либо явления, бытия в целом на основе не традиционного научного познания (гипотез, экспериментов, теорий и т.д.), а на основе
«внелогического» постижения реальности.
Автором этого метода явился французский философ А.
Бергсон (1859
1941).
Он полагал, что интеллектуальный (традиционно научный) путь познания не может раскрыть истинной природы бытия.
Интеллект знает только одну материю, поскольку он только расчленяет и систематизирует воспринимаемые им объекты.
Он может раскрывать только внешние отношения между ними.
Интеллектуальное познание предполагает противопоставление субъекта и объекта, следовательно, определенную
[стр. 1]

Раздел 4.
Проблема метода в философии Глава 10.
Природа и специфика философского знания: метод и методология Природа и специфика философского знания: метод и методология Некоторые основные методы в философии ХХ века Узловые понятия и выражения ^ Теория – форма обобщенного отражения действительности в мышлении.
Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на достижение поставленной цели.
Мышление – высшая форма познания, логическое отражение действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Методология – философское учение о методах и формах познания.
Природа и специфика философского знания: метод и методология Стремление систематизировать процесс познания и практического освоения реальности является необходимым качеством человеческого образа жизни, целенаправленного изменения окружающей действительности.
В отличие от животного, которое осуществляет свои действия инстинктивно, на основе безусловных рефлексов, познавательная и практическая деятельность человека предполагает знание определенных путей, способов осуществления действий, ведущих к реализации поставленной цели.
В свою очередь, это знание может формироваться как стихийно, так и целенаправленно.
Стихийно способы познания и практических действий формируются в быту, обыденной жизни.
В данном случае человек, изучая и осваивая необходимые в повседневной практике предметы и явления, не всегда отдает себе отчет в том, как он это делает.
Однако, овладевая какой-либо профессией, приступая к научным исследованиям, человек, так или иначе, целенаправленно систематизирует способы практической деятельности, а также восприятия и познания окружающего мира.
Совокупность способов познания и практического освоения объективной реальности и форм ее восприятия называется методом.
Методы существуют в каждой профессии или области науки.
Однако, для того чтобы они эффективно развивались и совершенствовались, необходимо не только овладение ими в конкретных областях познания и практики, но и исследований наиболее общих приемов их формирования.
Учение о приемах исследования и систематизации существующих методов называется методологией.
2.
Некоторые основные методы в философии XX века Методология разделяет существующие методы на следующие основные группы: 1.
Методы практической деятельности, которые вырабатываются и изучаются в рамках определенных профессий.
2.
Методы научного познания.
Эти методы, как и методы практики, формируются целенаправленно, однако они используются не для изменения окружающего мира, а для его исследования.
Эти методы специфичны для каждой конкретной науки, а также для каждого этапа научного познания.
Существуют методы постановки цели, разработки гипотезы, сбора эмпирических фактов, их теоретического осмысления и практической проверки результатов.
В структуре научных методов существуют методы непосредственно изучения объективной реальности, методы систематизации способов изучения объективной реальности, а также методы осмысления основных закономерностей развития объективной реальности и познания, к ним также относятся философские методы.
С помощью этой группы методов человек стремится выявить основные, универсальные закономерности развития мироздания и формы их познания.
Человек стремился осмыслить явления окружающего мира и ответить на вопрос о возможности его познания значительно раньше, чем возникла наука.
Сами по себе формы познания конкретных явлений материального мира сформировались под воздействием необходимости познания мира как целого.
И поскольку развивались конкретные науки и методы обобщения их результатов, постольку, с учетом развития этих наук, менялись и формы осмысления их выводов.
Если развитие методов познания в конкретных науках основывалось на том багаже знаний и методов, который был накоплен в прошлом, то в философии дело обстояло иначе.
Каждая философская школа практически заново формировала методы осмысления действительности.
Например, если в физике квантовая механика и ее методы не отрицают классическую механику, то в философии Аристотель отрицал основополагающие выводы, сделанные Платоном, позднее Фейербах совершенно иначе отвечал на основной вопрос философии, чем Гегель и т.д.
Почему это происходило? Философия и философские методы по сути своей интегративны, т.е.
они служат для ответов на вопросы о самой природе бытия: 1) возможно ли обнаружение первоосновы мира? 2) познаваем ли мир? и т.д.
Каждое философское направление по-разному отвечало на эти вопросы и соответственно разрабатывало методы, направленные на решение этих проблем.
Так, если диалектический метод был направлен на поиск первоосновы, первопричины развития мироздания и социального процесса, то конвенционалистский метод рассматривал принципы взаимосвязи фундаментальных научных теорий и исходил из невозможности познания мира как целого.
Однако оба этих метода в той или иной форме отвечали на вопрос о возможности познания фундаментальных закономерностей бытия.
Кроме методов познания и осмысления основных закономерностей окружающего мира, существуют формы, в которых человек определенным образом выражает свое отношение к окружающему миру и внутреннему личности.
Это такие формы общественного сознания, как искусство, религия, мораль и т.д.
Когда художник создает картину, композитор пишет музыку, они не столько стремятся к объективному отражению тех или иных явлений природы и общества, а также внутреннего мира человека, сколько выражают свое личное отношение к тому, что их волнует.
Известно, что одной из центральных проблем философии является раскрытие и осмысление природы и специфики познания мира, его процессов и явлений.
Фактически этими проблемами занимаются почти все разделы философии: и онтология, и гносеология, и аксиология.
Однако, рассмотрение их специфичны: каждое философское учение обладает своими, присущими ему познавательными методами и вместе с тем обладает общей методологией, общими принципами познания.
Принципиальная особенность философских проблем в том, что они носят двойственный характер: с одной стороны, они обусловлены конкретно-историческими формами, с другой они являются как бы вечными, но в то же время формы философских проблем в каждую эпоху наполняются новым содержанием.
Основным средством (методом) философии является теоретическое мышление, поскольку философия зародилась и развивалась еще задолго до появления наук и не располагала фактологической и экспериментальной базой, основным способом теоретического рассуждения столо умозрение, которое основывалось на логических построениях, как правило, не связанных с научным экспериментом.
Другими формами философского познания являются: мысленный эксперимент, интеллектуальная интуиция, философская интерпретация.
Вместе с тем следует иметь в виду, что философские направления имеют существенные различия как в решении основного вопроса философии, так и по методу, по предметным основаниям.
Если взять основной вопрос философии в его онтологической форме: “ Что первично: дух или природа?”, то философские направления делятся на материализм и идеализм; первый исходит из первичности материальной субстанции, второй из первичности идеального начала (объективного или субъективного).
Кроме того, в вопросе о природе начала философские направления подразделяются на монизм, дуализм, плюрализм.
По методу философские направления подразделяются на эмпиризм (чувственная форма познания), рационализм (логическое познание) и иррационализм (религиозное откровение или мистическая интуиция).
И, наконец, особо принципиальное значение имеет различение философских методов в подходе к проблеме развития мира, его связей и обусловленностей.
В этом направлении в философии принято различать два главных метода: диалектику и метафизику.
Философская методология и природные процессы.
В ходе исторического развития человечество выработало большое количество разнообразных методов практической деятельности и познания природы и общества.
Однако в процессе социально-экономического развития росло количество противоречий в рамках общества как целостной системы, а также между природой и обществом.
Одним из результатов это явился экологический кризис.
На определенном этапе развития социоприродных отношений человечество стало осознавать, что для того, чтобы спасти природу необходимы не разрозненные меры по ее охране, а перестройка всего комплекса социально-природных взаимосвязей.
В разработке теоретической базы этого процесса большую роль играет философская методология.
Это связано с тем, что основной чертой таких методов является комплексный подход к изучаемым проблемам.
Разрешение экологического кризиса возможно только в единстве действий естественных, гуманитарных отраслей знания и выработки нового мировоззрения.
Философская методология и социальные процессы Философские методы, при всем их многообразии, направлены на выяснение основополагающих взаимосвязей в природных и социальных явлениях.
Именно такой подход при разрешении острых социальных проблем и противоречий позволяет найти точки соприкосновения интересов различных партий, классов, социальных слоев, что облегчает поиск разумных компромиссов.
Так, необходимость разработки методологии комплексного разрешения встающих перед обществом проблем одно из основных условий становления государственной независимости нашей страны Республики Узбекистан.
Независимое государство представляет собой сложноорганизованную систему, развивающуюся как по общим законам, так и по специфическим, с учетом национальных и региональных особенностей.
Философские методы могут стать одной из основ исследования государства как целостной системы.
Таким образом, разработка философской методологии необходима не только для самой философии, но и, прежде всего, для обоснованности и эффективности процесса социальных преобразований.
Метод понимания Данный метод в своих основополагающих посылках разработан немецким философом В.Дильтеем (1833 – 1911).
Сущность этого метода состоит в том, что познание основ мироздания, основных механизмов развития, исследования человека возможно на основе интроспекции (самонаблюдения).
Это означает, что, познавая внутренний мир, личность, философ или психолог анализирует мир ее переживания; познавая общество, анализирует эмоциональные проявления, характерные для массового сознания.
Метод понимания, в конечном счете, направлен на рассмотрение общества как определенной духовной целостности.
Данный метод противопоставляется его авторами методу
“объяснение”, характерному, как они полагают, для современного научного познания.
Научное познание, основанное на анализе конкретно фактов, их
“объяснении”, расчленяет мир как целостность, разрывает связи между его элементами.
Однако постепенно обнаружилась внутренняя противоречивость структуры методы понимания.
Это было связано с тем, что невозможным оказалось обоснование объективной общезначимости исторического познания.
По этим же причинам оказалось невозможным доказать объективность чувственной картины жизни личности.
Метод интуиции Данный метод предполагает изучение какого-либо явления, бытия в целом на основе не традиционного научного познания (гипотез, экспериментов, теорий и т.д.), а на основе
“внелогического” постижения реальности.
Автором этого метода явился французский философ А.
Бергсон (1859
1941).
Он полагал, что интеллектуальный (традиционно научный) путь познания не может раскрыть истинной природы бытия.
Интеллект знает только одну материю, поскольку он только расчленяет и систематизирует воспринимаемые им объекты.
Он может раскрывать только внешние отношения между ними.
Интеллектуальное познание предполагает противопоставление субъекта и объекта, следовательно, определенную
“фрагментность” познания.
Истинное “погружение” в предмет, преодоление дистанции между субъектом и объектом.
К интуиции, как методу познания, близко, по мнению Бергсона, подходит искусство, поскольку оно отвергает рациональную систематизацию, психологически постигая истинную суть вещей.
Именно искусство дает знание переживания, на основе которого возможна интуиция.
На этой основе возникает подлинно интуитивная философия как метод познания.
Она усиливает, интенсифицирует познавательную роль искусства и приближается к постижению “абсолютных глубин” мироздания.
В дальнейшем отдельные исследователи модифицировали понимание сути данного метода.
Так, Гуссерль рассматривал метод интуиции как форму “сущностного видения”, непосредственного созерцания общего.
Он, таким образом, сопоставлял роль интуитивного и рационального познания.
Он писал, что когда перед нашим взором возникает геометрическая фигура, нам важен только ее тип.
Такое мгновенное постижение и есть суть, природа интуиции.
Такие же факторы, как способ начертания, размеры и т.д.
в значительной степени случайны.
Их то и исследует рациональное познание.
Интуитивный способ познания, согласно Гуссерлю, “суть принцип всех принципов”.
Все, что дано через интуицию, должно восприниматься так, как оно себя обнаруживает.
Ученый должен описывать то, что дается посредством интуиции.
^ Прагматический метод Это метод анализа и конструирования философских и познавательных систем, обосновывающих продуктивное действие.
Данный метод начал разрабатываться в конце Х1Х века американским философом Ч.
Пирсом (1839 – 1914).
Его продолжателями выступили У.
Джемс и Д.
Дьюи.
С точки зрения основателей данного метода, действие является основной формой жизни человека и служит основной предпосылкой постановки цели и планирования практической деятельности.
Ч.
Пирс полагал, что процесс познания и осмысления реальности развивается без ответа на вопрос о природе мироздания, возможности его познания как целого.
Представители конкретных наук и философы исследуют окружающий мир с точки зрения практической полезности для человека.
Развивая данную позицию, Ч.
Пирс выдвинул положение о том, что, например, физика, формирует не знание как таковое, а веру, понимаемую как привычку действовать определенным способом.
Вере противостоит сомнение, нарушающее плавность, последовательность действий.
Понятия, которые вырабатывают науки и философия, имеют значение, прежде всего, с точки зрения практической деятельности и ориентации человека в окружающем мире.
Английский философ У.
Джемс(1842 – 1910) анализировал с точки зрения прагматического метода роль философии в обществе и пришел к выводу, что ее функция заключается в анализе и совершенствовании социального опыта.
Он полагал, что социальная философия должна рассматривать социальный опыт прошлого и настоящего с точки зрения его практической значимости при разрешении социальных проблем.
Реалистический метод Начал разрабатываться в начале ХХ века.
Авторы: Э.
Мур, Р.
Перри, У.
Марвин, Э.
Холт и др.
Разработчики данного метода выявляют три основных варианта понимания: непосредственное, рассматривающее субъект и объект как нечто однородное; опосредованное, требующее посредника при переходе от субъекта к объекту; онтологическое, рассматривающее субъект и объект как равноправные стороны единого бытия.
Этот третий вид познания является собственно философским.
Философский метод должен выявлять границы научного знания, пределы возможностей научного познания.
Кроме того, философский метод используется для формулирования понятий, взаимосвязь между которыми объясняет природу бытия.
Выработка таких понятий происходит умозрительным путем, без опоры на данные конкретных наук.
Основа в данном случае интуитивное переживание бытия и вера.
Литература 1.
Каримов И.А.
Узбекистан на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса.
-Т.: Узбекистон, 1997.
2.
Алексеев П., Панин А.
Теория познания и диалектика.М.: МЫСЛЬ, 1991.
3.
Ильин В.
Теория познания.
Введение.
Общие проблемы -.
М.: Наука, 1994.
4.
Новейший философский словарь.Минск.: Наука, 1999.
5.
Основы философии: Учебное пособие.
Разд.7..Т.: УЗБЕКИСТОН, 1998.
6.
Основы философии: Учебник.
Под ред.
Попова С.В.М.: Наука, 1997.
7.
Современная теория познания.М.: Наука, 1992.
8.
Философия: Учебник.
Ростов на Дону: Феникс, 1998.
Контрольные вопросы Что понимается под методом? Какие основополагающие философские методы Вам известны? В чем принципиальная разница между диалектикой и метафизикой? Что понимается под диалектическим законом? В чем сущность диалектического отрицания? Какие философские категории Вам известны? Их роль в познании развития мира.
Какие современные методы философского познания Вам известны? Глава 11.
Философия развития.
Основные категории и закономерности диалектики Диалектика и метафизика как основополагающие методы в философии Категории и закономерности диалектики Узловые понятия и выражения Диалектика – философское учение о закономерностях развития и всеобщей связи явлений и процессов действительности.
Метафизика – философское учение о развитии, но отрицающее всеобщую связь и качественные изменения явлений и процессов действительности.
Категория (филос.) наиболее общие понятия, отражающие основные свойства и закономерности явлений и процессов действительности.
Закон (филос.) выражение существенных, повторяющихся, устойчивых внутренних связей, процессов и явлений действительности.
Диалектика и метафизика как основополагающие методы в философии Диалектика Философия стремится теоретическим образом построить мир как целостность, причем мир изменяющийся и развивающийся.
Решение этой проблемы растянулось на века.
В недрах ее сформировалось особое учение диалектика, с помощью которой мыслители пытались понять природу всеобщих связей в мире и общих законов развития.
Но что такое диалектика в философском понимании? В чем ее суть? Все ли философы являются диалектиками? Есть ли альтернативы диалектике? Рассмотрим более подробно эти вопросы.
Диалектика, в переводе с греческого, означает “искусство вести беседу”, “искусство спора”.
В древнегреческой культуре ведение диалога очень ценилось, а это требовало большой подготовки и мастерства.
Умение сталкивать различные точки зрения, доказывать правоту своих суждений наиболее ярко проявилось у Сократа и Платона.
Они подчеркивали, что диалог помогает рождению истины как чего-то того, что отсутствовало в начале спора, но появилось в процессе обсуждения.
Такой подход называют эвристическим (греч.
позволяющий что-то открывать).
Этим подчеркивается творческое начало диалога.
Развитие мысли происходит в столкновении альтернативных взглядов, в выявлении общего в противоположном, в установлении определенных согласий разноречивых мнений.
Примеры такого столкновения мнений мы находим в диалогах Сократа, которые описаны Платоном (в сочинениях “Парменид”, “Гиппий Большой”, “Государство” Сократ спорит о понятиях “благоразумного”, “прекрасного”, “справедливости”).
Но почему творческое мышление человека диалектично? Именно потому, что само бытие находится в постоянном изменении и развитии, люди часто спорят о нем.
Противоречивость бытия находит свое отражение в противоречивости мнений о бытии.
Философское осмысление мира как сложного, развивающегося, издавна сталкивается с трудностями взаимосвязи изменчивости и сохранения.
Так, долгое время считалось, что мир неизменен.
Но есть и другой подход.
Вспомним философию Древнего Китая, Индии, Древней Греции.
Всем известны слова Гераклита, что в одну реку нельзя войти дважды.
Известно утверждения Кратила, что нельзя войти в одну и ту же реку даже единожды.
Кто же из философов прав? Те, кто утверждает, что мир неизменен, или же те, кто настаивает на его изменчивости? Здравый рассудок подсказывает нам, что в мире есть и изменчивость, и устойчивость.
Но оказывается, что отразить их противоречивое единство на языке понятий совсем непросто.
С такой проблемой столкнулся древнегреческий философ Зенон, попытавшийся понять суть движения.
В итоге своих логических рассуждений он приходит к прямо противоположному заключению движение невозможно.
Эти логические парадоксы получили название апорий.
Поэтому, прежде чем раскрыть сущность диалектики, необходимо понять противоположную диалектике способ мышления, получившая название Метафизика Широко распространено мнение о том, что противоположностью диалектики выступает метафизика.
Но что же такое метафизика и как ее понимать? Несколько слов о понятии “метафизика”.
Изначально смысл термина был несколько иным, нежели сейчас.
В 1 веке до н.э.
Андронник из Родоса, издавший заново рукописи Аристотеля, поместил, вслед за группой трактатов Аристотеля о физике, его сочинения, которые сам Аристотель называл “первой философией”.
Это были сочинения об умозрительном познании высших, первоначальных принципов бытия и познания.
Они и получили у Андронника название “метафизика” (букв.: то, что идет вслед за физикой).
Согласно этой традиции, и в последующие времена под термином “метафизика” понимали философские исследования о высших началах бытия и познания (Например, схоластики, Кампанелла, Гассенди и др.).
От Канта начинается новая трактовка понятия метафизики.
Свою философию он называет критической метафизикой, поскольку подвергает критическому рассмотрению все предшествующие философские знания о границах познания.
Вся философия у Канта делится на критическую (т.е.
его философию) и докритическую, догматическую метафизику.
Выдающийся немецкий философ, основатель научной диалектики, Гегель (1770-1831) полностью отвергает старую систему философского знания метафизику.
Он разработал свой метод построения философского знания, и старая метафизика с ее методами познания чужда ему.
Все методы старой философии (метафизики) он называет метафизическими и противопоставляет им диалектику.
С Гегеля ведет свой отсчет разграничение двух противоположных методов философского познания метафизического и диалектического.
Соотношение метафизики и диалектики.
Говоря об альтернативе диалектики и метафизики, необходимо иметь в виду то, что противопоставлять метафизику диалектике мы можем только в ограниченных пределах, а именно в пределах познавательных принципов, познавательных концепций.
Если говорить о конкретных методах, приемах познания, то диалектика органически включает в себя метафизические методы и способы познавательной деятельности.
Но как мы видели, их соотношения более сложно.
Исторически сначала формировались метафизические методы исследования, а затем диалектика включила в арсенал своих методов и метафизические, ограничив их определенной сферой применения.
В проблеме альтернатив диалектике существует еще один вопрос: а существуют ли альтернативы объективной диалектике, т.е.
той диалектике, которая существует в самой объективной реальности? И здесь ответ однозначен нет.
Ведь метафизическое, догматическое мышление это абсолютизация какой-то стороны, грани, свойства окружающего человека мира и его мышления.
Такое мышление слабо учитывает связи и взаимодействия явлений, ему присуща абсолютизация разграничения и фиксации отдельных элементов и свойств предметов.
Теряя из виду связи, взаимодействия и переходы, метафизическое мышление лишает себя возможности раскрыть все богатство многообразия сторон и единства мира.
Если диалектика предстает, как учение о связях, то метафизика стремится их игнорировать.
Наиболее сложной, непосильной для догматического мышления является связь противоположностей.
Догматики всегда стремились исключить противоположности из своих рассуждений.
Их мышление можно отождествить с мышлением по типу: или черное, или белое без переходов, оттенков, многообразия связей.
Опыт осмысления связей, вплоть до единства противоположностей это постижение диалектики.
Мы можем сказать, что диалектика это такое понимание мира и такой способ его осмысленного освоения, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, во взаимодействии противоположных сил и тенденции.
Категории и закономерности диалектики.
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений.
Сам факт связи вещей, событий заметить нетрудно: жизнь ежечасно, ежеминутно дает тому массу примеров.
Труднее понять, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов, "всего со всем".
Человечество шло к этой идее долгим и сложным путем.
В поле внимания диалектики издавна попали универсальные связи, пронизывающие все бытие.
Так, одной из центральных проблем античной философии, в размышлениях над которой формировалось диалектическое искусство, была проблема "единого и многого".
Она не утратила своего значения и по сей день.
Различия стран, народов, людей и общечеловеческие ценности, интересы вот одно из современных' проявлений этой "вечной" проблемы.
В веках она приобретала все новые обличья: связь единичного и общего, части и целого, инвариантного и варьируемого и т.
д.
Такие универсальные связи бытия стали важным предметом диалектики.
Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики.
Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности.
Философское мышление открывает всеобщие черты, отношения, присущие не каким-либо отдельным видам явлений, процессов, а всему бытию.
Знания такого рода выражаются в универсальных формах человеческого мышления категориях.
Философские понятия, в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной, гибкой, противоречивой динамике, образуют группу категорий диалектики.
Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы разумения, исследования.
Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов.
Диалектический характер отношений "причина следствие", "случайность необходимость", "возможность действительность" и других выражаются в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии.
В сочетании, взаимодополнении категорий диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий, способных отражать живую подвижность, переходы, противоречия бытия.
В жестких формах мышления этого сделать нельзя.
Хорошо разработанный аппарат диалектических понятий показатель зрелости философской мысли, миропонимания.
Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества.
Постепенно знание человечества об универсальных связях бытия .
углубляется, обогащается, приводится в систему.
Так обстояло дело, например, с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов.
Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения.
Были разработаны специальные философские понятия (качество, количество, мера, скачок) и с их помощью сформулирован соответствующий закон.
По мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями.
Знания о категориальных отношениях, результаты осмысления действующих в мире универсальных связей вызревают, кристаллизуются, шлифуются, хранятся в языке.
Языки различных народов носители человеческой интеллектуальности.
Их основу составляют категориальный "каркас"-система категорий , отражающая схему универсальных связей бытия и выступающая как своего рода "грамматика" миропонимания.
Такие понятийные схемы формируются и действуют в мышлении различных эпох.
Философская же мысль делает их предметом специального внимания.
Философский анализ выявляет (эксплицирует) категориальные схемы из реальных структур мышления (текстов и т.д.) , осмысливает связи категорий, дает им более четкое выражение.
В результате категориальный аппарат из стихийно работающего превращается в продуманный, осознанный.
Это придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное применение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач.
В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связей (причинность, закон и др.) и форма мыслипознавательный приём, посредством которого постигается, осмысливается такая связь.
И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование.
Одно предполагает другое.
Философы говорят в связи с этим о единстве онтологического (объективное знание мира) и гнейсологического (познавательные приёмы) смысла категорий.
Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей.
"Единичное -общее", "многое единое", "сходство различие", "качество -количество", "простое сложное", "форма содержание" и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих "устройство", "организованность" бытия.
В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи детерминации "явление сущность", "причина следствие", "возможность действительность" и др.
Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать "горизонтальным", второй "вертикальным".
Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют законами.
Признание универсальной законосообразности вещей и процессов, наличие в них устойчивых регулярностей является непременной предпосылкой всякого рационального познания и целенаправленного преобразования реальности.
Открытие регулярных связей, зависимостей, схем детерминации явлений концентрирует в себе наиболее важные процессы и результаты познавательной деятельности людей.
Категориальные структуры, выражающие универсальные связи бытия, могут рассматриваться как совокупность наиболее общих закономерностей реального мира и тем самым принципов его познания, осмысления.
В известном смысле все формы знаний об универсальных связях бытия в контексте материалистической диалектики могут быть представлены как сложная совокупность тесно связанных между собой универсальных закономерностей природного и социального бытия, а также их познания.
Разграничение диалектических законов, принципов, категориальных соотношений весьма условно.
Закономерности, которые открывают и осмысливают философы, носят предельно общий, универсальный характер.
Область их действия, в отличие от законов , устанавливаемых в специальных науках, безгранична.
Кроме того, в философии осмысливается, разрабатывается сама идея, концепция законосообразности всего сущего.
Так, в древнекитайском учении о Дао, в идее логоса у Гераклита выражалась первоначальная постановка вопроса о всеобщем законе, управляющем всем существующим.
Позже на смену этому самому общему представлению о законе, еще насыщенному мифологическими и эмоциональными образами, не вполне отделившемуся от наивных религиозных идей о вечной, неизменной судьбе, слабо связанному с экспериментальной практикой, пришло более развитое понятие закона, которое воплотило в себе суть нового научного объяснения мира, выработанного в XVI XVII веках.
Правда, и в это время понятие закона природы формировалось не без влияния древней по своим корням идеи бога, предписывающего природе законы.
Но постепенно понимание законов приобретало новые черты.
Привходящие, ненаучные компоненты отходили на задний план, уступая место экспериментально наблюдаемым устойчивым связям явлений.
Трудами Галилея и Коперника закладывались основания математической физики, предтечей и моделью которой была физика Архимеда.
Здесь берет свое начало современная наука.
С этого времени она постоянно увеличивает число открытых законов, все глубже и полнее охватывая систему объективных связей действительности.
Именно в новое время всемерно укрепляется идея законосообразности мира, она становится стержнем мировоззрения и научного познания.
Свое зрелое выражение понятие закона природы получило в XVII веке в трудах Декарта и Спинозы.
Выявление закономерностей осознается как существо, цель и смысл научного познания.
Философия же свою задачу видела в обобщении практических и научных представлений о законах, разработке самого общего учения о законосообразности, детерминации явлений.
Вместе с тем философская мысль стремилась выявить также особого рода закономерности, выпадавшие по тем или иным причинам из компетенции конкретных наук.
Начиная с Аристотеля, который первым очертил специфически философский подход к миру и заканчивая Гегелем, который научно обосновал диалектику, большинство философов признавало направленность философии на коренные законы, принципы бытия и его познания, универсальные основы действующих, изменяющихся причинных и других связей.
Стремление постичь мир как связное целое постоянно выводило философов к уяснению самых общих закономерностей.
Диалектико-материалистическая ориентация на обобщение выводов науки и практики позволяет формулировать философские закономерности, имеющие реальную, притом обширную связь с наукой и воплощающие в себе объективное знание об универсальных связях явлений, их диалектических соотношениях.
Такие закономерности выступают как предельное обобщение достаточно больших групп более конкретных законов, а также как обобщенное выражение мыслительных схем анализа и синтеза в самых различных областях познания и практики.
Так, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные был довольно рано найденной первичной философской догадкой.
Пройдя разные стадии последующей теоретической разработки, оп получил широкое научное подтверждение, но и на зрелых стадиях научного познания не утратил своего значения как формы философского мироуяснения.
В нем через диалектическую связь категорий воплощено предельное обобщение, синтез соответствующего типа связей.
Познание, философское осмысление диалектической закономерности проходит различные этапы от первичной, иногда наивной догадки к более зрелой, оформленной в соответствующих понятиях (соотношение категорий) и опытно подкреплённой идее, далее к системно теоретическому знанию и, наконец, к разрабатываемым на его основе методологическим принципам, познавательным приемам и процедурам.
Навык, умение, порой даже искусство применения таких приемов очень важны в диалектике.
Здесь нельзя ограничиваться простой констатацией той или иной диалектической связи лишь в виде знания-результата.
Диалектические соотношения категорий служат концептуальными орудиями уяснения все новых и новых предметных областей, решения многообразных проблем.
Материалистическая диалектика представляет собой теоретический философский "образ" мира в сложном сплетении его связей, взаимодействий, в его изменении, развитии.
Но этого недостаточно.
Диалектика плюс к этому всегда есть и "образ" мысли -совокупность познавательных приемов, методов такого понятийного мышления, которое способно уяснить сложную, противоречивую, постоянно изменяющуюся действительность.
Суммарно, обобщенно этот аспект диалектики выражают через совокупнось познавательных норм, рекомендаций диалектического изучения и истолкования мира.
Раскрыв свои возможности как искусства творческого спора, диалога для целостного постижения явлений, диалектическая мысль постепенно стала незаменимым средством осмысления предметов в совокупности их сложных внутренних и внешних связей с другими предметами, явлениями, процессами, в их изменении, развитии.
"Пробным камнем" диалектики оказалось противоречие.
В материалистической диалектике, воспринявшей традиции диалектической мысли прошлого, предметы, явления, процессы осмысливаются в единстве их противоположных сторон, тенденций.
Определения противоположностей в их обособленности расцениваются как неполные, односторонние, требующие взаимодополнения их друг другом.
Принципиальные положения о диалектической противоречивости бытия и познания получили название ^ ЗАКОНА ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.
Природа диалектических противоречий неразрывно связана также с другой диалектической закономерностью, получившей название ^ ЗАКОНА ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ.
Анализ показывает, что по сути все три закона это срезы, аспекты одной и той же диалектической закономерности.
Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой шкале занимают "предельные", крайние места.
Примеры противоположностей: верх низ, правое левое, сухое мокрое и т.д.
Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга.
Диалектическим противоположностям присуще единство, взаимосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой.
Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамический характер.
Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д.
Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются.
А в результате разрушения их связей они перестают быть противоположностями по отношению друг к другу.
Таким образом, о диалектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.
Например, атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода).
Очевидно, что именно их единство и взаимосвязь определяют целостность атома.
При его разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то иных связях.
Соответственно, они перестают быть противоположностями сторонами противоречивого единства атома.
В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы изменения, развития как в обществе (где это обнаруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности.
Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо диалектическим противоречием.
Иначе говоря, термин "единство-и-борьба противоположностей" и "диалектическое противоречие" заключают в себе одно и то же содержание.
Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению их реальных интересов и т.
д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не следует понимать буквально.
Нелепо было бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссимиляции веществ и т.д.
Очевидно, что термин "борьба противоположностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство-и-борьба противоположностей".
Признание наличия противоположностей и даже их борьбы еще не означает, однако собственно диалектических позиций в их трактовке.
Надо заметить, что критика учения о диалектическом противоречии со стороны противников марксистской философии сплошь да рядом указывает на банальность положений о существовании в предметах, явлениях, процессах противостоящих, противодействующих друг другу полярных факторов.
Учение диалектики, создававшееся великими мыслителями прошлого, формирует мудрое и зрелое отношение к противоречивости бытия и его духовного постижения.
Противоборству идейных позиций в понимании бытия мира и бытия человека соответствует вечная "пульсация" объективных полярностей: материального и духовного, многообразия и единства, индивидуально-личностного и общественно-исторического и многих других.
Такие полярности неустранимы и потому рождают спор противоборствующих, но так и не побеждающих друг друга позиций.
Людям суждено жить в таких полярностях, так или иначе соразмеряя с ними свою жизнь.
Диалектическая мудрость учит тому, что, имея дело с диалектическими противоречиями, неуместно проявлять нетерпение, пытаться решить спор непримиримой "лобовой атакой", острой конфронтацией.
Реальные результаты, нормальная жизнь в конкретных исторических условиях достигаются лишь созидательной работой, формированием необходимых связей, структур, опосредований, способных "вместить" противоречия, дать им нормальное развертывание, развитие, исключить гибельные столкновения, катастрофы.
И в этой связи сегодня весьма актуально высказывание И.
Каримова, особо подчеркнувшего, что "мы категорически против всяких революционных методов преобразования.
Мы выступаем за эволюционный путь реформирования".

[Back]