Высшая школа появилась в Древней Греции тогда, когда созданные греками интеллектуальные искусства —философия и наука достигли достаточно высокого уровня развития. Это Пифагорейский союз закрытое объединение послушников и математиков (VI век до н. э.); философская школа Платона в Древней Греции, которая получила название Академия (IV век до н. э.); Ликей Аристотеля, где особое внимание уделялось наукам о природе (философии, физике, математике и др.). В основном они представляли собой учебные заведения, функционирующие как учебные сообщества. В это время формируются базовые принципы сочетания исследования и обучения, высокие культурные и познавательные ориентиры. Однако в целом этот этап можно оценить как пропедевтический, поскольку «официальная» история университетов Universitas magistrorum et scolarum (сообщество преподавателей и учеников) начинается, как известно, в средние века (16; 27; 95; 128; 144 и др.). К концу XIII в., несмотря на свою малочисленность, университеты превратились в важнейшие центры культурной жизни Европы. Они отличались наднациональностью, демократичностью, богатством интеллектуальной и духовной жизни. Основной их миссией было приобщение молодых людей к совокупности всех видов знаний, развитие интеллекта ради обновления культуры. Здесь зарождались и распространялись научные, правовые и теологические идеи. Они стали центрами подлинной «интеллектуальной энергии» (Ж. Верже), подготовки светской и церковной элиты. Общеевропейскую известность в это время приобрели университеты гг. Болоньи, Парижа. Монпелье, Оксфорда, Падуи, Саламанки, Кембриджа. Однако в период позднего средневековья многие университеты Западной Европы превратились в центры схоластики и реакции. Вплоть до конца XVII в. церковно-государственное влияние вело к почти полному единообразию всех университетов: в них господствовало 15 |
1.2. Университетское образование: история и современность «Официальная» история университета Universitas magistrorum et scolarum (сообщество преподавателей и учеников) начинается, как известно, в средние века. Однако прообразы высших учебных заведений существовали и в более раннее время. Это Пифагорейский союз закрытое объединение послушников и математиков (VI век до н. э.); философская школа Платона в Древней Греции, которая получила название Академия (IV век до н. э.); Ликей Аристотеля, где особое внимание уделялось наукам о природе (философии, физике, математике и др.). Первая в истории европейской культуры система образования формировала не столько специалиста и профессионала, сколько личность, подготовленную к гражданской ответственности, личность с определившимися и востребуемыми обществом ценностными ориентациями. Гимназическое образование, воспитанность сочетались с должным «почитанием богов» и законов, образованностью и эстетической развитостью, включая заботу о здоровье и красоте тела т.е. образование того времени формировало и развивало все те качества человека, которые и сегодня составляют суть понятия «культурный человек». История проуниверситетского образования в III веке до н. э. связана с именами Птолемея, Архимеда, Евклида, Эратосфена. Наиболее известным образовательным центром в 308 246 гг. до н. э. был Музей, основанный Птолемеем в Александрии. Данное учебно-научное учреждение было ориентировано на преподавание в основном естественнонаучных дисциплин (астрономии, геометрии, географии, физики, медицины и др.). Занятия велись в форме лекций, не отличавшихся, впрочем, особой системностью. Слушателям была предоставлена не всегда оправданная свобода выбора, что существенно сказывалось на качестве образования. Научные исследования того времени были автономны, дисперсны и не все34 В исламском мире прототипами университетского образования были медресе (появившиеся в Х1-ХШ веке на Ближнем Востоке) и Высшие школы Кордовы, Толедо, Севильи (в Испании, которая в то время была мусульманской). Данные учебные учреждения можно было разделить на две группы: столичные, открывавшие выпускникам путь к административной карьере и провинциальные, выпускники которых, как правило, становились чиновниками. Первые из них отличались богатыми библиотеками, научной школой, системой самоуправления. Каждая из них имела свой устав и традиции [64]. Проуниверситетское образование Дальнего Востока было построено на изучении трудов Конфуция и имело философскую, историческую и религиозную направленность. Религиозная направленность отличала и университеты Европы XIIXV веков, которые, как правило, возникали в результате объединения кафедральных и монастырских школ. К ним относятся университеты Парижа, Неаполя, Оксфорда, Кембриджа, Лиссабона и др. Несмотря на неимоверные усилия, прилагаемые церковью для сохранения влияния в области высшего образования, университеты раннего средневековья были «альтернативой светского образования церковному» [64, С. 115]. История первых университетов связана с творчеством А. Данте, Н. Коперника, Ф. Петрарки и др. Они отличались наднациональностью, демократичностью, богатством интеллектуальной и духовной жизни. Основной их миссией было приобщение молодых людей к совокупности всех видов знаний, развитие интеллекта ради обновления культуры. Университетские традиции эпохи Возрождения продолжали традиции прошлых эпох по формированию «человека культуры». В большинстве европейских, американских и азиатских университетов «передача личного опыта Учителя» была необходимым компонентом педагогического процесса. Однако конец средневековья, характеризующейся бур36 |