• научный характеризующий интеграцию фундаментальной науки и образования, с одной стороны, и полноту представления различных направлений науки в рамках университета, с другой. • содержательный как приобщение молодого человека к совокупности всех видов знаний: теоретических, прикладных, экспериментальных «Aima Mater как источник научных знаний, мудрости и просвещения»; • методический как совокупность средств, обеспечивающих передачу научных основ и методов познания, приобщения студентов к исследовательской деятельности, направленность на саморазвитие и самосовершенствование; • социально-коммуникативный как совокупность социальных отношений внутри университета, обеспечивающих особый психологический климат в процессе преподавания и обучения. Проведенное выше исследование развития традиций отечественных и зарубежных университетов позволяет утверждать, что они достаточно устойчивы. Вне зависимости от времени и места положения главными принципами университетского образования остаются: полнота представления в университете научного знания; дух свободы и творчества в процессе преподавания; способность университета к самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых (27). Однако в рамках нашего исследования важно подчеркнуть, что историческая обусловленность, национальная специфика и особенности времени вносят коррективы в трактовку данных принципов. Рассмотрим, как они преломляются при переносе на «провинциальную почву». Для этого исследуем исторический опыт организации образования в провинции. Анализ различных источников показал, что история развития высшего образования в провинции представлен в исследовательской литературе недостаточно. Однако в самое последнее время, в связи с интенсивным 23 |
оснований, позволяющих оценить модели университетского образования. Идея университета заложена в самом его названии Universitas совокупность. Смысл этого понятия раскрывается через различные аспекты: • организационный как системный результат объединения разных типов высших учебных заведений, рассмотренный нами ранее в историческом ракурсе. В настоящее время, в период изменения мировоззренческих позиций в науке и образовании, необходимости объединении усилий ученых перед лицом мировых проблем, появления новых телекоммуникационных возможностей, данный процесс не потерял своей актуальности. Однако он приобрел иные формы. Происходит объединение научных и университетских систем в надсистему более высокого уровня на информационной основе. Интеграция происходит по двум основным направлениям: создание крупных исследовательских центров на базе нескольких академических институтов, работающих на мировом уровне, для решения крупных проблем с привлечением из университетов талантливых студентов, аспирантов, докторантов; создание Федерального исследовательского университета на базе крупных классических или технических университетов с привлечением интеллектуального потенциала и материальнотехнической базы академических институтов. • научный характеризующий интеграцию фундаментальной науки и образования, с одной стороны, и полноту представления различных направлений науки в рамках университета, с другой. Идея единения фундаментальной науки и высшего образования у нас в стране восходит к Петру Великому: в 1725 году им был подписан указ об интеграции Университета, Академии наук и Гимназии. Это действие должно было обеспечить, по замыслу Петра, будущее России как великой мировой державы. С тех пор 43 для российского образования характерна органическая целостность и полнота «университетской» науки, поддержание взаимодействия исследователей из всех ветвей знания; • содержательный как приобщение молодого человека к совокупности всех видов знаний: теоретических, прикладных, экспериментальных «Aima Mater как источник научных знаний, мудрости и просвещения» [64]; • методический как совокупность средств, обеспечивающих передачу научных основ и методов познания, приобщения студентов к исследовательской деятельности, направленность на саморазвитие и самосовершенствование; • социально-коммуникативный как совокупность социальных отношений внутри университета, обеспечивающих особый психологический климат в процессе преподавания и обучения; • космический как единение университетов, являющиеся бифуркационными точками ноосферного пространства земли. Университетские традиции достаточно устойчивы. Вне зависимости от времени и места положения главными принципами университетского образования остаются: полнота представления в университете научного знания; дух свободы и творчества в процессе преподавания; способность университета к самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых [95]. Однако следует заметить, что историческая обусловленность, национальная специфика и особенности времени вносят коррективы в трактовку данных принципов. Это породило различные типы и модели университетского образования. Н. В. Бордовская [64] выделяет пять парадигм образования, зародившихся в различное время под влиянием определенных условий, но сохраняющих актуальность и в настоящее время: 44 |