Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 24]

педагогическое значение данного понятия, «...позволяющего исследователю видеть за сегодняшними реалиями историческую глубину» (119, С.
47).
Под эгидой земств не только создавались начальные школы, реальные училища и гимназии, но и открывались учительские институты, организовывались курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Например, «освежение» педагогических знаний, методов и примеров достигалось путем постановки и последовательной реализации конкретных задач: постановка общих задач обучения в народной школе; выяснение образовательного значения материала каждого из предметов школьного обучения; планомерная разработка программ для различных
т^повнародной школы; уяснение отношения народа к школе; постановка и решение вопросов о дополнительных занятиях, о вечерних и воскресных классах, о школьных и общественных библиотеках и т.д.
Русская философская мысль всегда уделяла достаточное внимание проблемам «человека провинции», осознавая, что именно там лежат истоки «русского духа».

Значимы в этом плане работы С.
Н.
Булгакова, П.
Л.
Лаврова, В.
С.
Соловьева, П.
А.

Флоренского, Н.
К.
Рериха.
В своей дальнейшей работе мы используем термин «провинция» для обозначения особого феномена
русской, национальной или народной культуры, сущностной характеристики культурно-образовательной среды региона, а «провинциальное образование» как качественно особенное явление, отражающее культурно-исторические традиции данного региона
(128, С.
28).
В СССР доперестроечного периода элементы территориальнополитической организации общества рассматривались центральной
вла25
[стр. 47]

ки.
Уже тогда «самыми различными социальными группами «провинция» и «провинциальность» воспринимались не только как понятия географические и административные, сколько как культурно-образовательные [249, С.
27].
В этом проявляется одновременно практическое и историкопедагогическое значение данного понятия, «...позволяющего исследователю видеть за сегодняшними реалиями историческую глубину» [241, С.
47].
Под эгидой земств не только создавались начальные школы, реальные училища и гимназии, но и открывались учительские институты, организовывались курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Например, «освежение» педагогических знаний, методов и примеров достигалось путем постановки и последовательной реализации конкретных задач: постановка общих задач обучения в народной школе; выяснение образовательного значения материала каждого из предметов школьного обучения; планомерная разработка программ для различных
типов народной школы; уяснение отношения народа к школе; постановка и решение вопросов о дополнительных занятиях, о вечерних и воскресных классах, о школьных и общественных библиотеках и т.д.
Русская философская мысль всегда уделяла достаточное внимание проблемам «человека провинции», осознавая, что именно там лежат истоки «русского духа».

Интересны в этом плане идеи соборности русского народа.
С.
Н.
Булгаков связывает соборность («особое состояние души») с инстинктом национальности, который в процессе осознания переживается как некоторое глубинное, мистическое влечение к своему народу, что, в конечном счете, рождает «крылья души».
Соборность (по С.
Н.
Булгако48

[стр.,48]

ВУ) —«...натуральное единство, нахождение себя в единстве с другими» [67, С.
247].
В России ценности «солидарности» (П.
Л.
Лавров), «соборности, всеединства» (В.
С.
Соловьев, П.
А.

Флоренский), «братства» (Н.
К.
Рерих) и другие выступали как доминанты духовной жизни, нравственные ценности, развиваемые в системе образования.
Наш опыт показывает, что дух соборности (по крайней мере, в большей, чем в столичных городах степени) еще жив в провинции.
Его основные черты проявляются «...в единение вокруг общего дома, сохранение единства индивидуального и коллективного: каждый сохраняет свою самоценность, сохраняет свое «я», но вносит в общее свое личное, индивидуальное» [41, С.
15].
Таким образом, в своей дальнейшей работе мы используем термин «провинция» для обозначения особого феномена русской, национальной или народной культуры, сущностной характеристики культурнообразовательной среды региона, а «провинциальное образование» как качественно особенное явление, отражающее культурно-исторические традиции данного региона.
В СССР доперестроечного периода элементы территориальнополитической организации общества рассматривались центральной
властью исключительно как звенья управленческого механизма, а не как самостоятельные субъекты общественной жизни.
Поэтому специально вопросы, связанные с региональным (провинциальным) образованием не рассматривались.
Однако единые требования к объему учебного материала и результатам его усвоения, заменявшие «Государственный образовательный стандарт» (этот термин вошел в официально России в обиход недавно), поддерживали целостное образовательное пространство на бескрайних просторах нашего государства.
Такие требования предусматривали единый учебный план во всех школах (или иных образовательных учреждениях) страны, единые учебные программы по изучаемым дисциплинам.
49

[стр.,54]

Выводы по первой главе 1.
Рассмотрение ситуации в современном обществе и образовании с позиций гуманистического подхода в интеграции с антропологическим, аксиологическим, субъектно-деятельностным, синергетическим и анализ работ отечественных и зарубежных авторов в исследуемой области приводят нас к заключению, что становление информационного общества связано с необходимостью воспитания человека, способного полноценно жить в условиях нестабильности и неопределенности, готового принимать ответственные решения и действовать на основе нравственного императива.
Однако современная система высшего образования еще не в состоянии в полной мере обеспечить подготовку специалистов, отвечающих данным требованиям.
2.
Теоретический анализ мировых тенденций эволюции университетского образования позволил охарактеризовать базовые принципы идеи университета: полнота представления в университете научного знания; дух свободы и творчества в процессе преподавания; всестороннее содействие развитию субъектов образовательного процесса; активное влияние на общественную жизнь, способность к самовоснолнению путем подготовки преподавателей и ученых.
Несмотря на то, что в университетской практике наблюдается дисбаланс между образованием и наукой (с увеличением учебной составляющей), идея университета и сегодня не потеряла своей актуальности.
3.
Анализ особенностей «провинции» и «провинциального образования» позволил нам уточнить данные понятия для исследуемой области.
В своей дальнейшей работе мы используем термин «провинция» для обозначения особого феномена
народной культуры, сущностной характеристики культурно-образовательной среды региона, а «провинциальное образование» как качественно особенное явление, отражающее культурноисторические традиции данного региона.
55

[Back]