Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 25]

стью исключительно как звенья управленческого механизма, а не как самостоятельные субъекты общественной жизни.
Поэтому специально вопросы, связанные с региональным (провинциальным) образованием не рассматривались.
Однако единые требования к объему учебного материала и результатам его усвоения, заменявшие «Государственный образовательный стандарт»,
поддерживали целостное образовательное пространство на бескрайних просторах нашего государства.
Такие требования предусматривали единый учебный план во всех школах (или иных образовательных учреждениях) страны, единые учебные программы по изучаемым дисциплинам.

Несмотря на то, что до 1992 г.
в нашей системе образования не было даже понятия «региональный компонент», от педагога (особенно это касается школьного образования) требовалось использование краеведческих материалов в процессе преподавания, особенно по предметам исторического и естественнонаучного цикла.
В 1992 г.
был впервые принят и опубликован Закон РФ “Об образовании”
(58).
В ст.
7 Закона введено понятие «Государственный образовательный стандарт» включающий федеральный и национальнорегиональный компоненты.
При этом последний учитывает интересы национальных культур и региональных культурных традиций, потребности личности в национально-культурной самоидентификации, позволяет вступать в равноправный диалог с представителями другой культуры.
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта реализуются, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ или включения его в качестве отдельных разделов, тем, конкретной информации в предметах федерального компонента.
Однако, как показывает практика, переход к вариативным формам обучения, учитывающим специфику провинции, достаточно сложный и длительный процесс.

26
[стр. 48]

ВУ) —«...натуральное единство, нахождение себя в единстве с другими» [67, С.
247].
В России ценности «солидарности» (П.
Л.
Лавров), «соборности, всеединства» (В.
С.
Соловьев, П.
А.
Флоренский), «братства» (Н.
К.
Рерих) и другие выступали как доминанты духовной жизни, нравственные ценности, развиваемые в системе образования.
Наш опыт показывает, что дух соборности (по крайней мере, в большей, чем в столичных городах степени) еще жив в провинции.
Его основные черты проявляются «...в единение вокруг общего дома, сохранение единства индивидуального и коллективного: каждый сохраняет свою самоценность, сохраняет свое «я», но вносит в общее свое личное, индивидуальное» [41, С.
15].
Таким образом, в своей дальнейшей работе мы используем термин «провинция» для обозначения особого феномена русской, национальной или народной культуры, сущностной характеристики культурнообразовательной среды региона, а «провинциальное образование» как качественно особенное явление, отражающее культурно-исторические традиции данного региона.
В СССР доперестроечного периода элементы территориальнополитической организации общества рассматривались центральной властью исключительно как звенья управленческого механизма, а не как самостоятельные субъекты общественной жизни.
Поэтому специально вопросы, связанные с региональным (провинциальным) образованием не рассматривались.
Однако единые требования к объему учебного материала и результатам его усвоения, заменявшие «Государственный образовательный стандарт»
(этот термин вошел в официально России в обиход недавно), поддерживали целостное образовательное пространство на бескрайних просторах нашего государства.
Такие требования предусматривали единый учебный план во всех школах (или иных образовательных учреждениях) страны, единые учебные программы по изучаемым дисциплинам.

49

[стр.,49]

Несмотря на то, что до 1992 г.
в нашей системе образования не было даже понятия «региональный компонент», от педагога (особенно это касается школьного образования) требовалось использование краеведческих материалов в процессе преподавания, особенно по предметам исторического и естественнонаучного цикла.
В 1992 г.
был впервые принят и опубликован Закон РФ “Об образовании”
[123].
В ст.
7 Закона введено понятие «Государственный образовательный стандарт» включающий федеральный и национальнорегиональный компоненты.
При этом последний учитывает интересы национальных культур и региональных культурных традиций, потребности личности в национально-культурной самоидентификации, позволяет вступать в равноправный диалог с представителями другой культуры.
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта реализуются, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ или включения его в качестве отдельных разделов, тем, конкретной информации в предметах федерального компонента.
Однако, как показывает практика, переход к вариативным формам обучения, учитывающим специфику провинции достаточно сложный и длительный процесс.

Интересный опыт накоплен в области школьного образования.
По.
мнению А.
Адамского [2], школьное образование в провинции, более инновационно, более продвинуто, чем в столице.
Это объясняется тем, что в столичном городе на школу приходится гораздо меньшая нагрузка, чем в провинции.
В крупных городах ребенок оказывается в более насыщенном, концентрированном культурном пространстве, чем в небольшом городе или селе, где вся культурная жизнь сосредоточивается в школе.
Понятно, что и задачи, возникающие перед провинциальными школами несоизмеримо сложнее стать культурнообразовательным центром.
Это означает, что провинциальная школа не только должна стать институтом трансляции культуры, традиций, но и центром ее воспроизводства.
Данная ситуация стимулирует развитие пе50

[Back]