1.2. Мониторинг в гуманистической образовательной системе филиала университета Для выявления, определения и обоснования особенностей гуманистического университетского образования в филиале, необходимых при исследовании проблемы его мониторингового сопровождения, рассмотрим основные характеристики зарубежных и отечественных моделей университетов гуманистической направленности. Анализ различных литературных источников (95; 165; 179; 198; 199 и др.) свидетельствует, что в зарубежном образовании гуманистический компонент в развитии и функционировании университетской системы был значим практически во все исторические периоды. Однако принципы гуманизма, сформировавшиеся в Древней Греции и утвердившиеся в зарубежном высшем образовании в эпоху Возрождения и Просвещения, во многом были утрачены с прогрессом цивилизации. Исследуя становление высшего образования в Европе на основе аксиологического подхода, Дж. Кэррол (199) выделяет три самостоятельных фазы в развитии университета: христианскую, гуманистическую и постгуманистическую. При этом он указывает на то, что первые две фазы становления имеют ярко выраженный Идеал: первая Бога, вторая —взаимосвязь трех идеалов: личностного, общественного, деятельностного. По мнению автора, третья (современная фаза) является с аксиологической точки зрения деструктивной, так как практически полностью утрачивает свою идею. Однако, по мнению ряда ученых (97; 128 и др.), данное утверждение является во многом спорным. Современное зарубежное гуманистическое образование неразрывно связано и с именами создателей концепции гуманистического воспитания и развития личности, возникшей в 60-80 годы XX столетия. Основанием этой концепции стали работы Гордана Олпорта («Диспозиционная теория личности»), Абрахама Маслоу («Гуманистическая теория личности»), Карла Роджерса («Феноменологическая теория личности»). Тезис об уникаль32 |
терверга (культуросообразное обучение), К. Н. Венцеля и Д. Дьюи (концепция свободног о воспитания) и др. Заслуживает внимания и опыт практической работы новаторских учебных учреждений того времени в Англии и США, получивших общее название «Новые школы» (Ф. Адлер (Школа этической культуры в США), А. Нейлл (Саммерхилл в Англии) и др.). Эти школы отличает воспитывающий характер учебного процесса, привлечение учащихся к управлению школой, широкое включение в содержание учебного материала социальных тем, бережное отношение к традициям разных народов. Все это позволяло каждому учащемуся не только получить хорошие знания по различным предметам, но и приобрести позитивный нравственный опыт общения, научиться выражать себя, приобрести уверенность в своих силах [378]. В основу гуманистического направления в образовании, получившего название «вальдорфская педагогика», положены труды выдающегося австрийского философа и педагога Рудольфа Штейнера в области антропософии [394; 395 и др.]. Главными целями образовательного процесса в этом случае являются физическое, эмоциональное и духовное становление учащихся, развитие эстетического чувства, симпатии к доброму и отвращения, антипатии к злому, формируемого на основе религиозного чувства. Интересным является то, что Штейнер, изучая механизмы взаимодействия учителей, учащихся и их родителей, приходит к важному для нас выводу, что образовательная программа образовательного учреждения должна быть адаптирована, прежде всего, к индивидуальным особенностям преподавателей, а затем уже (через педагога) кучащимся [394]. Анализ зарубежного университетского образования (п. 1.2) свидетельствует о значимости гуманистического компонента в развитии и функционировании университетской системы практически во все исторические периоды. Однако принципы гуманизма, сформировавшиеся в Древней Греции и утвердившиеся в зарубежном высшем образовании в 135 эпоху Возрождения и Просвещения, во многом были утрачены с прогрессом цивилизации [186]. Исследуя фазы развития высшего образования в Европе на основе аксиологического подхода, Дж. Кэррол [413] выделяет три самостоятельных фазы в развитии университета: христианскую, гуманистическую и постгуманистическую. При этом он указывает на то, что первые две фазы становления имеют ярко выраженный Идеал: первая Бога, вторая взаимосвязь трех идеалов: личностного, общественного, деятельностного. По мнению автора, третья (современная фаза) является с аксиологической точки зрения деструктивной, так как практически полностью утрачивает свою идею. Однако, на наш взгляд, данное утверждение является во многом спорным. Современное зарубежное гуманистическое образование неразрывно связано и с именами создателей концепции гуманистического воспитания и развития личности, возникшей в 60-80 годы XX столетия. Основанием этой концепции стали работы Гордана Олпорта («Диспозиционная теория личности»), Абрахама Маслоу («Гуманистическая теория личности»), Карла Роджерса («Феноменологическая теория личности») (п. 2.2). Тезис об уникальности и неповторимости жизни каждого человека заложен и в основу исследований О. Ф. Больнова и его последователей [412; 414 и др.]. Согласно их работам, главная цель образования научить человека творить себя как личность «...в процессе воспитания, прежде всего, должна проявляться сущность свободы, когда учащийся сам контролирует и знания, и нормы своего поведения» [414, С. 15]. Цель гуманистического образовательного процесса по У. Глассеру это человек мыслящий, творческий, эмоциональный, смелый, умеющий ладить с другими людьми, не боящийся проблем, которые ставит перед ним жизнь [356]. 136 |