Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 32]

ности и неповторимости жизни каждого человека заложен и в основу исследований О.
Ф.
Больнова и его последователей
(198; 200 и др.).
Согласно их работам, главная цель образования научить человека творить себя как личность «...в процессе воспитания, прежде всего, должна проявляться сущность свободы, когда учащийся сам контролирует и знания, и нормы своего поведения»
(200, С.
15).
Цель гуманистического образовательного процесса по У.
Глассеру это человек мыслящий, творческий, эмоциональный, смелый, умеющий ладить с другими людьми, не боящийся проблем, которые ставит перед ним жизнь
(165).
Данная цель, по мнению ученого, может быть достигнута путем:.
приобщения
обучающихся к непроходящим моральным ценностям; построения образовательного процесса на основе изучения психологии личности, её интересов с опорой на эмоциональную сферу развития; -ориентации в учебном процессе на принципы сотрудничества, актуальности, самостоятельности мышления, критичности, творческости, использование коллективных форм обучения; построения отношений между педагогами и обучающимися на основе взаимной ответственности и взаимопомощи; создания атмосферы, где каждый бы смог ощутить значимость собственного «Я»; -внушения обучающемуся мысли, что многое из того, что с ним происходит в жизни, зависит от его собственных усилий.
Он должен сам принимать ответственные решения и отвечать за их последствия; -использования случаев неуспеха для психологического тренинга, позволяющего научить обучающегося так относиться к неудаче, чтобы она стала ступенькой к успеху и др.
Конец XX века для многих развитых стран связан с пересмотром идей и концепций высшего образования.
Опыт многих из них показывает, что догматическое мышление было характерно не только для коммунистиче
[стр. 135]

эпоху Возрождения и Просвещения, во многом были утрачены с прогрессом цивилизации [186].
Исследуя фазы развития высшего образования в Европе на основе аксиологического подхода, Дж.
Кэррол [413] выделяет три самостоятельных фазы в развитии университета: христианскую, гуманистическую и постгуманистическую.
При этом он указывает на то, что первые две фазы становления имеют ярко выраженный Идеал: первая Бога, вторая взаимосвязь трех идеалов: личностного, общественного, деятельностного.
По мнению автора, третья (современная фаза) является с аксиологической точки зрения деструктивной, так как практически полностью утрачивает свою идею.
Однако, на наш взгляд, данное утверждение является во многом спорным.
Современное зарубежное гуманистическое образование неразрывно связано и с именами создателей концепции гуманистического воспитания и развития личности, возникшей в 60-80 годы XX столетия.
Основанием этой концепции стали работы Гордана Олпорта («Диспозиционная теория личности»), Абрахама Маслоу («Гуманистическая теория личности»), Карла Роджерса («Феноменологическая теория личности») (п.
2.2).
Тезис об уникальности и неповторимости жизни каждого человека заложен и в основу исследований О.
Ф.
Больнова и его последователей
[412; 414 и др.].
Согласно их работам, главная цель образования научить человека творить себя как личность «...в процессе воспитания, прежде всего, должна проявляться сущность свободы, когда учащийся сам контролирует и знания, и нормы своего поведения»
[414, С.
15].
Цель гуманистического образовательного процесса по У.
Глассеру это человек мыслящий, творческий, эмоциональный, смелый, умеющий ладить с другими людьми, не боящийся проблем, которые ставит перед ним жизнь
[356].
136

[стр.,136]

Данная цель, по мнению ученого, может быть достигнута путем: -приобщения учащихся к непроходящим моральным ценностям, -построения образовательного процесса на основе изучения психологии личности, её интересов с опорой на эмоциональную сферу развития; -ориентации в учебном процессе на принципы сотрудничества, актуальности, самостоятельности мышления, критичности, творческости, использование коллективных форм обучения; построения отношений между педагогами и обучающимися на основе взаимной ответственности и взаимопомощи; создания атмосферы, где каждый бы смог ощутить значимость собственного «Я»; -внушения учащемуся мысли, что многое из того, что с ними происходит в жизни, зависит от его собственных усилий.
Он должен сам принимать ответственные решения и отвечать за их последствия; -использования случаев неуспеха для психологического тренинга, позволяющего научить обучающегося так относиться к неудаче, чтобы она стала ступенькой к успеху и др.
Конец XX века для многих развитых стран связан с пересмотром идей и концепций высшего образования.
Опыт многих из них показывает, что догматическое мышление было характерно не только для коммунистической
реальности, но в большей или меньшей степени для современной жизни вообще.
Перенос акцента в общественном сознании с антропоцентрического на биоцентрическое, социоприродное развитие человека предопределил устойчивую тенденцию к гуманизации университетского образования во многих странах Европы и Америки, ориентацию на свободное творческое саморазвитие, самоопределение и самореализацию личности.
Однако наряду с этим, до сих пор достаточно актуальной остается тенденция на скорейшее приобщение к трудовой деятельности выпускни137

[Back]