ской реальности, но в большей или меньшей степени для современной жизни вообще. Перенос акцента в общественном сознании с антропоцентрического на биоцентрическое, социоприродное развитие человека предопределил устойчивую тенденцию к гуманизации университетского образования во многих странах Европы и Америки, ориентацию на свободное творческое саморазвитие, самоопределение и самореализацию личности. Однако наряду с этим, до сих пор достаточно актуальной остается тенденция на скорейшее приобщение к трудовой деятельности выпускников университета и следующая за этим необходимость узкой специализации будущего специалиста. Понимая ущербность данной образовательной политики, многие университеты Европы пересматривают учебные планы и программы, делая их более гибкими и вариативными. Учебными планами университетов поощряется междисциплинарный подход к занятиям, расширение сочетаемости предметов, изучаемых по выбору. Наиболее ярко проявляются идеи гуманистического образования в Германии. Они являются «сплавом» личностно-центрированной концепции К. Роджерса (В. Хинте, Ф. Грод-ден, Р. Тауш) в которой, в противовес фрейдизму и бихевиоризму, на первый план выдвинута категория уникальности жизненного проявления индивида и трудов создателя антропософии Рудольфа Штейнера (190; 191 и др.), разработавшего оригинальную педагогику вальдорфской школы. Анализ практики учебной работы университетов этой страны свидетельствует о том, что в последние годы существенно возросла индивидуализация процесса обучения, демократизация отношений между преподавателями и студентами, ориентация на «осмысленное» освоение материала студентами. Последнее выражается в сокращении лекционных занятий (хотя лекции по-прежнему занимают значительное место в учебных программах) за счет увеличения работы в малых студенческих группах. При этом предпочтение отдается различным видам семинаров, так как они |
Данная цель, по мнению ученого, может быть достигнута путем: -приобщения учащихся к непроходящим моральным ценностям, -построения образовательного процесса на основе изучения психологии личности, её интересов с опорой на эмоциональную сферу развития; -ориентации в учебном процессе на принципы сотрудничества, актуальности, самостоятельности мышления, критичности, творческости, использование коллективных форм обучения; построения отношений между педагогами и обучающимися на основе взаимной ответственности и взаимопомощи; создания атмосферы, где каждый бы смог ощутить значимость собственного «Я»; -внушения учащемуся мысли, что многое из того, что с ними происходит в жизни, зависит от его собственных усилий. Он должен сам принимать ответственные решения и отвечать за их последствия; -использования случаев неуспеха для психологического тренинга, позволяющего научить обучающегося так относиться к неудаче, чтобы она стала ступенькой к успеху и др. Конец XX века для многих развитых стран связан с пересмотром идей и концепций высшего образования. Опыт многих из них показывает, что догматическое мышление было характерно не только для коммунистической реальности, но в большей или меньшей степени для современной жизни вообще. Перенос акцента в общественном сознании с антропоцентрического на биоцентрическое, социоприродное развитие человека предопределил устойчивую тенденцию к гуманизации университетского образования во многих странах Европы и Америки, ориентацию на свободное творческое саморазвитие, самоопределение и самореализацию личности. Однако наряду с этим, до сих пор достаточно актуальной остается тенденция на скорейшее приобщение к трудовой деятельности выпускни137 ков университета и следующая за этим необходимость узкой специализации будущего специалиста. Понимая ущербность данной образовательной политики, многие университеты Европы пересматривают учебные планы и программы, делая их более гибкими и вариативными, шире внедряется межпредметный подход к подготовке специалистов. Учебными планами университетов поощряется междисциплинарный подход к занятиям, расширение сочетаемости предметов, изучаемых по выбору. Наиболее ярко проявляются идеи гуманистического образования в Германии. Они являются «сплавом» личностно-центрированной концепции К. Роджерса (В. Хиите, Ф. Грод-ден, Р. Тауш) в которой, в противовес фрейдизму и бихевиоризму, на первый план выдвинута категория уникальности жизненного проявления индивида и трудов создателя антропософии Рудольфа Штейнера, разработавшего оригинальную педагогику вальдорфской школы. Анализ практики учебной работы университетов этой страны, свидетельствует о том, что в последние годы существенно возросла индивидуализация процесса обучения, демократизация отношений между преподавателями и студентами, ориентация на «осмысленное» освоение материала студентами. Последнее выражается в сокращении лекционных занятий (хотя лекции по-прежнему занимают значительное место в учебных программах) за счет увеличения работы в малых студенческих группах. При этом предпочтение отдается различным видам семинаров, так как они предполагают не пассивное слушание, а активное участие студентов в процессе обучения. Особое место занимает свободная групповая дискуссия, стимулирующая самостоятельность и инициативность при обсуждении проблем. Таким образом, главное внимание уделяется не информативной стороне обучения, а стремлению побудить студентов творчески мыслить, глубоко анализировать факты, выработать у себя способность критических суждений и потребность в постоянном обновлении знаний. 138 |