русским традициям, пропитанным идеями Н. Бердяева, В. Зеньковского, Н. Лосского, Вл. Соловьева, П. Флоренского и др., идеалом гуманистического образования должна стать триада: Истина Добро Красота. Лучшие традиции русского гуманистического образования зафиксированы в следующих положениях (101, С. 92): вера в устремленность человека к добру; вера в его способность отозваться на педагогический призыв к добру; -вера в то, что личность человека раскрыта и добру, и злу, и силы добра в ней требуют своего раскрытия; видение главной цели воспитания в соединении личности с добром; уверенность, что становление личности имеет своим центром устремленность в сферу высшего объективно существующего смысла; -понимание, что личностное бытие есть совершенно особый модус бытия, не сводимый к природному; уверенность, что правильное понимание свободы лежит в принципе иерархичности личностного бытия. Возвышаясь над своей природой, личность упорядочивает и облагораживает её. понимание, что приобщение личности к новым ценностям осуществляется на основе сотрудничества (синергии) свободной человеческой воли с волей того, кто эти ценности уже воспринял. понимание Зла, как личностной позиции, состояния воли. Российская университетская образовательная модель, создаваемая на основе западноевропейской, в частности германской, не отличалась принципиально от всех остальных зарубежных моделей. Однако интеграция традиций западной школы и национальных особенностей позволила русскому университету найти «свое лицо». К началу XX века постепенно высшая школа России перешла от модели базирующейся на философской концепции человека (Р. Декарт, Д. Локк, Д. Дидро), в которой человек рассматривается как инструмент, необходимый для успешного функцио36 |
русским традициям, пропитанным идеями Н. Бердяева, В. Зеньковского, Н. Лосского, Вл. Соловьева, П. Флоренского и др., идеалом гуманистического образования должна стать триада: Истина Добро Красота. Лучшие традиции русского гуманистического образования зафиксированы в следующих положениях [201, С. 92]: вера в устремленность человека к добру; вера в его способность отозваться на педагогический призыв к добру; -вера в то, что личность человека раскрыта и добру, и злу, и силы добра в ней требуют своего раскрытия; видение главной цели воспитания в соединении личности с добром; уверенность, что становление личности имеет своим центром устремленность в сферу высшего объективно существующего смысла; -понимание, что личностное бытие есть совершенно особый модус бытия, не сводимый к природному; уверенность, что правильное понимание свободы лежит в принципе иерархичности личностного бытия. Возвышаясь над своей природой, личность упорядочивает и облагораживает её. понимание, что приобщение личности к новым ценностям осуществляется на основе сотрудничества (синергии) свободной человеческой воли с волей того, кто эти ценности уже воспринял. понимание Зла, как личностной позиции, состояния воли. Российская университетская образовательная модель, создаваемая на основе западноевропейской, в частности германской, не отличалась принципиально от всех остальных зарубежных моделей. Однако интеграция традиций западной школы и национальных особенностей позволила русскому университету найти «свое лицо». К началу XX века постепенно высшая школа России перешла от модели базирующейся на философской концепции человека (Р. Декарт, Д. Локк, Д. Дидро), в которой человек рассматривается как инструмент, необходимый для успешного функцию140 Выводы по третьей главе 1. Теоретический анализ зарубежной философской и психологопедагогической литературы по проблемам гуманистического образования позволил выявить, что гуманистический компонент в развитии и функционировании университетской системы был значимым практически во все исторические периоды. Главным достижением на пути гуманизации образовательного процесса в современном европейском университете является его направленность на активизацию познавательной деятельности обучающихся, усиление личной заинтересованности студентов в приобретении знаний. Реализация данных положений во многом достигается через привлечение студентов к научно-исследовательской работе, результаты которой составляют часть, а иногда и все содержание курсовых и дипломных работ. Однако национальная специфика рассматриваемых концепций ограничивает их применение в отечественной педагогике высшей школы. 2. Отечественная система образования обладает богатыми гуманистическими традициями. Их анализ приводит к заключению, что проблема человека всегда была центральной проблемой в русской культуре, ее характерной особенностью был и является антропоцентризм. Российская университетская образовательная модель, создаваемая на основе западноевропейской, не отличалась на начальном этапе принципиально от всех остальных зарубежных моделей. Однако интеграция традиций западной школы и национальных особенностей позволила русскому университету к началу XX века перейти от модели, в которой человек рассматривается как инструмент, необходимый для успешного функционирования общественного организма, к антропоцентрической модели образования. 3. Реализации концепций гуманистического образования происходит в основном при использовании личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. Существуют различные авторские решения проблемы, однако их объединяют ценностное отношение к обучающемуся, 167 |