Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 36]

нирования общественного организма, к антропоцентрической модели образования, основанной на идеях А.
С.
Хомякова, И.
В.
Киреевского, Ф.
М.
Достоевского, В.
С.
Соловьева, Н.
А.
Бердяева, И.
А.
Ильина и др.

В своем выступлении на тематической конференции «Может ли образование быть негуманитарным» академик Ю.
Н.
Афанасьев
(13) подчеркивает, что задачами современного образования является создание максимально полных условий для вскрытия человеческого потенциала, ориентация на целостную организацию сознания, т.е.
на гуманитарные знания во всех фундаментальных предметных областях, а вовсе не только в гуманитарных предметах.

Академик В.
Д.
Шадриков (180; 181) также считает, что одним из путей гуманизации образования XXI века является «понимающее» образование противопоставление мнимому тотальному знанию, с жесткой казуальной связью, представление о множественности истин, об отсутствии единственного объяснения, как нашего мира, так и поведения отдельного человека.
Опираясь на особенности русской культуры, современные исследователи выделяют три главных принципа, на которых должно строиться отечественное гуманистическое образование
(26; 46; 102; 148 и др.): 1.
Принцип индивидуальности состоит в том, чтобы в
обучающемся и педагоге, учебном материале была сохранена индивидуальность как «драгоценнейший дар в человеке и его творчестве».
2.
Принцип целостности состоит в том, что система образования должна формировать целостную личность, которая бы росла на своей истории и культуре.
3.
Принцип культуросообразности русского образования, которое является историко-культурным феноменом.

Обобщая сказанное выше, мы определяем «гуманистическую университетскую образовательную систему» как целостную вероятностную социально-педагогическую систему открытого типа, максимально способ37
[стр. 140]

нирования общественного организма, к антропоцентрической модели образования, основанной на идеях А.
С.
Хомякова, И.
В.
Киреевского, Ф.
М.
Достоевского, В.
С.
Соловьева, Н.
А.
Бердяева, И.
А.
Ильина и др.

Господство в течение трех четвертей XX в.
в России насильственно насажденной идеологии нанесло существенный вред процессу гуманизации образования в России.
Особенно существенны были потери в области гуманитарных наук.
Почти на 70 лет преподаватели и студенты были практически изолированы от мощного потока гуманитарной мысли Европы и Америки.
Государственная политика в области университетского образования не оставляла по сути возможностей для формирования иного типа гуманитарного знания и культуры, кроме определенного «с верху».
Это привело к тому, что в гуманитарном университетском образовании в массовом порядке формировался определенный тип ученых «проводник и защитник единой официальной точки зрения».
Суть научной деятельности и научного творчества во многом определялись поиском новых аргументов и доводов в пользу того вывода, который был уже признан единственно верным.
А это, в свою очередь, приводило к тому, что в данной области почти не появлялись самостоятельные, авторские версии, открытия.
Существенный удар по университетским традициям был нанесен государственной политикой в области использования специалистов с университетским образованием.
Почти 100% своего контингента университеты готовили для работы в школах, если речь шла о гуманитариях, или на производстве, если речь шла о естественниках.
Традиции же воспитания и подготовки теоретиков, специалистов высокого уровня квалификации, отличающихся универсальностью своей профессиональной подготовки были во многом прерваны и утрачены.
В области естественнонаучных специальностей положение не было столь серьезным.
Отечественные университеты по праву гордились своими выпускниками, которые были конкурентоспособными в мировой науке.
Хотя и в этой области были свои проблемы.
Даже ведущие универси

[стр.,141]

теты страны готовили «добротных профессионалов», которые многое знают, многое умеют, но не всегда задумывается над пониманием смысла того, что они знают.
Таким образом, воспитывалась интеллектуальная элита, обученная подчинению, приспособленная для манипулирования ею как в жизни, так и в науке.
Годы перестройки обострили проблемы российского университетского образования, привели к необходимости поиска новых приоритетов высшего образования.
Международная научно-методическая конференция «Гуманитарное образование.
Гуманитарный университет, XXI век», проходившая в феврале 2000 г., позволила подвести первые итоги работы многих ученых в данном направлении.
При этом речь шла не только, и не столько о новых подходах при подготовке специалистов в области гуманитарных наук, сколько о гуманизации и гуманитаризации веет университетского образования.
В своем выступлении на данной конференции «Может ли образование быть негуманитарным» академик Ю.
Н.
Афанасьев
[30] подчеркивает, что задачами современного образования является создание максимально полных условий для вскрытия человеческого потенциала, ориентация на целостную организацию сознания, т.е.
на гуманитарные знания во всех фундаментальных предметных областях, а вовсе не только в гуманитарных предметах.

«Такой средой, на наш взгляд, и должен стать университет XXI в., а лучшим продуктом такой среды человек понимающий, homo sapiens».
Академик В.
Д.
Шадриков [381; 382] также считает, что одним из путей гуманизации образования XXI века является «понимающее» образование противопоставление мнимому тотальному знанию, с жесткой казуальной связью, представление о множественности истин, об отсутствии единственного объяснения, как нашего мира, так и поведения отдельного

[стр.,142]

Опираясь на особенности русской культуры, современные исследователи выделяют три главных принципа на которых, должно строиться отечественное гуманистическое образование [60; 63; 100; 204; 318 и др.]* 1.
Принцип индивидуальности состоит в том, чтобы в
ученике, учителе, учебном материале была сохранена индивидуальность как драгоценнейший дар в человеке и его творчестве «Не стряхайте с цветов махровости: сведите к минимуму учебную переработку памятников, доведите до максимума их непосредственное изучение...; не оставляйте никакого изучения ранее, чем после труда не почувствуете наконец и наслаждения, а с ним привязанности, интереса к изучаемому; вместо того чтобы запомнить календарно краткие сведения о всех важных лицах и событиях в истории без образа и смысла, узнайте теперь четверть этих лиц и событий в живых образах и с каким-нибудь смыслом» [307, С.
91-101].
2.
Принцип целостности состоит в том, что система образования должна формировать целостную личность, которая бы росла на своей истории и культуре.
3.
Принцип культуросообразности русского образования, которое является историко-культурным феноменом.

Если человек обладает качествами творца, то системе образования необходимо перестать быть «жерновами», перемалывающими природу человека.
Тем самым будут созданы благоприятные условия для реализации качеств творца в процессе обучения.
Достаточно эффективно, реализуются идеи гуманистического образования в рамках личностно ориентированного подхода, нашедшего отражение в трудах Н.
А.
Алексеева [10 12], Е.
В.
Бондаревской [59 63], Э.
Ф.
Зеера [126 128], Н.
В.
Лежневой [188 190], В.
В.
Серикова [326 329], И.
С.
Якиманской [399 404] и других исследователей.
Остановимся подробнее на некоторых аспектах данной парадигмы, необходимых при построении университетской образовательной системы в условиях филиала.
143

[Back]