Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 78]

тивных знаниях и умениях, которыми на определенном уровне уже должен обладать выпускник средней школы.
Таким образом, на начальной стадии обучения мы диагностируем не
профессиональную коммуникативную компетентность, а некоторые её составляющие.
Например: социально-коммуникативную адаптивность, которая характеризует пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с самыми различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место; стремление к согласию, отражающее стремление все проблемы решить «мирным путем», уступить, договориться; толерантность умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам, быть терпимым и др.
Высокий уровень аутокомпетентности владение умениями и навыками управления волевой и эмоциональной сферами, технологиями преодоления профессиональных деструкций, высокий уровень рефлексии и самопроверки является главным признаком
любого профессионала.
Во многом данный показатель предопределен генетически, однако, существует достаточное количество методик и технологий, позволяющих существенно развить природные задатки.
Поэтому мы считаем необходимым включение данного параметра в мониторинговую систему, однако на начальном этапе ограничиваем исследования в данной области изучением самосознания, и самоотношения студентов.
Подобный
подход мы используем и при начальном исследовании организаторской компетентности студентов, которая должна заключать в себе ряд характеристик, отражающих особенности данной профессии.
Следовательно, на начальной стадии обучения мы можем диагностировать лишь уровень развития организаторских качеств первокурсника.

Кроме специальной профессиональной компетенции, содержащей параметры, имеющих значительную специфику при рассмотрении каждой 79
[стр. 125]

Профессиональная компетентность юристов представляет собой достаточно широкую область, в неё входят: специальная компетентность ~ знание, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие; коммуникативная компетентность.
Коммуникативный аспект в деятельности юристов является одним из доминирующих и имеет свои особенности в зависимости от выбранной юридической профессии.
Например, коммуникативная деятельность следователя связана с необходимостью получения информации для раскрытия преступления путем общения со многими людьми, причастными к рассматриваемому делу.
От уровня его коммуникативной компетенции решается судьба допрашиваемого и судьбы других людей.
Для судьи, кроме этого, важны умения: создать эмоциональный настрой в зале судебного заседания, способствующий справедливому рассмотрению уголовного дела; «снимать» нервное напряжение, снижающее качество судебного процесса и приводящее к серьезным судебным ошибкам, проводить допрос в суде с учетом индивидуальных особенностей личности допрашиваемого; аутокомпетентность владение умениями и навыками управления волевой и эмоциональной сферами, технологиями преодоления профессиональных деструкций, высокий уровень рефлексии и самопроверки; владение навыками устной и письменной речи.
При этом для следователя важно умение быстрого перевода устной речи в письменную, умение кратно и точно изложить в письменной форме суть сказанного или происшедшего, умение точно и грамотно формулировать вопросы.
Для адвоката и прокурора, кроме того, большое значение имеют владение мастерством ведения диалога, полемическое и ораторское искусства; организаторская компетентность юриста позволяет выступать ему как организатору следствия, организатору борьбы с преступностью в своем районе или на участке; руководить ходом судебного разбирательст126

[стр.,289]

Говоря о коммуникативной компетенции юристов, мы имеем в виду достаточно специфические знания, умения и навыки, связанные с юридической профессией, которыми естественно не может обладать студентпервокурсник: получение информации для раскрытия преступления путем общения со многими людьми, причастными к рассматриваемому делу; создание эмоционального настроя в зале судебного заседания и др.
Однако, данные умения базируются на общих коммуникативных знаниях и умениях, которыми на определенном уровне уже должен обладать выпускник средней школы.
Таким образом, на начальной стадии обучения мы диагностируем не
специальную юридическую коммуникативную компетентность, а следующие составляющие, входящие в неё: социально-коммуникативную адаптивность, которая характеризует пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с самыми различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место; стремление к согласию, отражающее стремление все проблемы решить «мирным путем», уступить, договориться; толерантность умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам, быть терпимым.
При сравнении данных, полученных при помощи различных тестов с результатами наблюдений кураторов и преподавателей, наибольшая сходимость наблюдалась при использовании методики «Диагностика социально-коммуникативной компетенции» [128, С.
88 91], которую мы предлагаем в качестве базовой при стартовом исследовании.
Кроме того, мы используем тест на оценку самоконтроля в общении, разработанный 290

[стр.,290]

американским психологом М.
Снайдером [288, С.
48 49] и тест на умение установить в беседе дружескую атмосферу [288, С.
50-53].
Высокий уровень аутокомпетентности владение умениями и навыками управления волевой и эмоциональной сферами, технологиями преодоления профессиональных деструкций, высокий уровень рефлексии и самопроверки —является главным признаком
профессионала в юридических профессиях.
Во многом данный показатель предопределен генетически, однако, существует достаточное количество методик и технологий, позволяющих существенно развить природные задатки.
Поэтому мы считаем необходимым включение данного параметра в мониторинговую систему, однако на начальном этапе ограничиваем исследования в данной области изучением самосознания, и самоотношения студентов по
«Тестуопроснику самоотношения» [283, С.
130 135] и развития профессионально важных качеств: волевых, рефлексивных и др., о чем более подробно будет сказано ниже.
Подобный подход мы используем и при начальном исследовании организаторской компетентности студентов, которая должна заключать в себе ряд характеристик, отражающих особенности данной профессии.
Следовательно, на начальной стадии обучения мы можем диагностировать лишь уровень развития организаторских качеств первокурсника.

Те же проблемы встают перед нами при рассмотрении поисковореконструктивной компетентности, которая, как было сказано выше (п.
2.4), связана с умениями вести поисковую деятельность, обрабатывать найденную информацию, выдвигать гипотезы, моделировать (реконструировать) процессы и события, принимать решения в различных (часто неопределенных) условиях и др.
Однако, как показали наши исследования, начальный уровень сформированности данной компетентности достаточно адекватно можно оценить по степени развития логического и 291

[Back]