Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 120]

посвященные определению целей, содержания и методов воспитания гармонически развитой, свободной личности.
Указанные выше ученые считали, что
рассматриваемый подход можно реализовать на основе: нравственного самоусовершенствования; развития природных способностей; подготовки личности к общественной деятельности.
Ростки гуманистической модели образования прослеживаются и в «суровом» средневековье.
Учительская культура средневековья (хотя и построенная на религиозных догматах) сумела не только сохранить, но и аккумулировать личностный подход в воспитании человека культуры «...учительское слово и личный опыт собственной жизни порождали «взаимное знание»...»
[238, С.
35].
Как ни странно, в эпоху Возрождения традиции
гуманизма в образовании во многом были утрачены.
Бурное развитие математики, механики, медицины привело к формированию новой концепции образования.
В основе «нового» образования был заложен приоритет
нормативного знания, императивных культурных форм, приоритетным стало не духовное и нравственное саморазвитие и самосовершенствование, а обучение в узком смысле этого слова: «сциентизм (ориентация на науку), дифференциация знания в преподавании (урок), ступенчатость подготовки (класс), монологизм и авторитарность (доминанта учительского голоса), утилитарность (образование для...)» [201, С, 49].
Однако частичная «потеря» опыта личностной направленности в образовании, продиктованная велением времени, была компенсирована возрождением
идеи гуманизма, пришедших на смену догмам схоластики.
Утверждение ценности человека в культуре эпохи Возрождения, признание прав на развитие и реализацию собственных возможностей, свободу не могли не сказаться на образовании и «придавали процессу обучения бесспорную позитивную значимость»
[223, С.
8].
Можно выделить несколько
взаимосвязан120
[стр. 132]

Глава 3.
Гуманистический подход к университетской образовательной системе в условиях филиала 3.1.
Гуманистическое образование в мировой и отечественной культуре Истоки гуманистического образования лежат в глубокой древности.
Среди работ Сократа, Платона, Аристотеля можно встретить труды, посвященные определению целей, содержания и методов воспитания гармонически развитой, свободной личности.
Указанные выше ученые считали, что
гуманистический подход можно реализовать на основе: нравственного самоусовершенствования; развития природных способностей; подготовки личности к общественной деятельности.
Древнегреческая система образования «производила» человека своей культуры человека способного поддерживать целостную систему ценностей античного типа культуры «...соответствие целей, содержания, методов, форм и результатов образования, какое было продемонстрировано античностью (парадоксальным образом «не знавшей личности»), может восприниматься как эталонный образец, по полноте и целостности своей формы не имеющий аналогов» [198, С.
34]* Ростки гуманистической модели образования прослеживаются и в «суровом» средневековье.
Учительская культура средневековья (хотя и построенная на религиозных догматах) сумела не только сохранить, но и аккумулировать личностный подход в воспитании человека культуры «...учительское слово и личный опыт собственной жизни порождали «взаимное знание»...»
[198, С.
35].
Как ни странно, в эпоху Возрождения традиции
личностного подхода в образовании во многом были утрачены.
Бурное развитие математики, механики, медицины привело к формированию новой концепции образования.
В основе «нового» образования был заложен приоритет
норматив133

[стр.,133]

ного знания, императивных культурных форм, приоритетным стало не духовное и нравственное саморазвитие и самосовершенствование, а обучение в узком смысле этого слова: «сциентизм (ориентация на науку), дифференциация знания в преподавании (урок), ступенчатость подготовки (класс), монологизм и авторитарность (доминанта учительского голоса), утилитарность (образование для...)» [169, С.
49].
Однако частичная «потеря» опыта личностной направленности в образовании, продиктованная велением времени, была компенсирована возрождением
идей гуманизма, пришедших на смену догмам схоластики.
Утверждение ценности человека в культуре эпохи Возрождения, признание прав на развитие и реализацию собственных возможностей, свободу не могли не сказаться на образовании и «придавали процессу обучения бесспорную позитивную значимость»
[186, С.
8].
Можно выделить несколько
взаимосвязанных направлений, связывая их с именами великих философов того времени: 1.
Гуманизация процесса воспитания (Витторино да Фельтре, Мишель де Монтень и др.).
2.
Воспитание гуманистической личности (Леонардо-да-Винчи, Джордано Бруно, Француа Рабле и др.).
3.
Всестороннее развитие личности (Томас Мор, Томазо Компанелла и др.).
4.
Природосообразный подход к воспитанию личности (Я.
А.
Каменский, Жан Жак Руссо и др.).
5.
Подготовка личности к труду (Джек Локк, Иоганн Песталоцци ДР-)* 6.
Соединение обучения с производительным трудом (Иоганн Песталоцци, Роберт Оуэн и др.) [119].
В конце XIX и первой половине XX столетий традиции гуманистического образования были продолжены в работах И.
Гербахта (развитие личности на основе классического гуманитарного образования), Л.
Дис134

[Back]