Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 123]

са в современном европейской высшей школе является, на наш взгляд, его направленность на активизацию познавательной деятельности обучающихся, усиление личной заинтересованности студентов в приобретении знаний, непрерывном образовании.
Богат и многогранен опыт гуманистического
подхода в образовании в России.
Проблема человека всегда была центральной проблемой в русской культуре,
и ее характерной особенностью является антропоцентризм.
Человек
в ней образ и подобие божие, малая вселенная, безграничная и заключающая в себе все, всю полноту земного и небесного бытия.
Осознание саморазвития возможно только для человека свободного.
Без свободы невозможно творчество, без творчества бытие.
Таким образом, согласно
русским традициям, пропитанным идеями Н.
Бердяева
[47], В.
Зеньковского [154], Н.
Лосского [249], Вл.
Соловьева [379], П.
Флоренского [431] и др., идеалом гуманистического образования должна стать триада: Истина Добро Красота.
Российская университетская образовательная модель, создаваемая на основе западноевропейской,
в частности германской, не отличалась принципиально от всех остальных зарубежных моделей.
Однако интеграция традиций западной школы и национальных особенностей позволила русскому университету
найти «свое лицо».
К началу XX века постепенно высшая школа России перешла от модели базирующейся на философской концепции человека (Р.
Декарт, Д.
Локк, Д.
Дидро), в которой человек рассматривается как инструмент, необходимый для успешного функционирования общественного организма, к
гуманистической модели образования, основанной на идеях H.A.
Бердяева [47], Ф.М.
Достоевского [132], И.А.
Ильина [245], B.C.
Соловьева [379], A.C.
Хомякова [155], и др.
Господство в течение трех четвертей XX в.
в России насильственно насажденной идеологии нанесло существенный вред процессу гуманизации об123
[стр. 138]

Достаточно интересен опыт междисциплинарных семинаров, семинаров, проводимых под руководством студентов, а также таких форм групповой работы, как микропреподавание (тренинг), внеаудиторные занятия в виде составления проектов с элементами научного исследования, участие в разработке реальных проектов.
Но главным достижением на пути гуманизации образовательного процесса в современном европейском университете является, на наш взгляд, его направленность на активизацию познавательной деятельности обучающихся, усиление личной заинтересованности студентов в приобретении знаний.
Реализация данных положений во многом достигается через привлечение студентов к научно-исследовательской работе, результаты которой составляют часть, а иногда и все содержание курсовых и дипломных работ.
Приведенный анализ литературы позволяет утверждать, что в теории и практике мировой психологии и педагогики накоплен значительный материал по проблемам гуманизации образования.
Однако следует заметить, что более глубокое теоретическое и практическое осмысление проблемы касается области средней, а не высшей школы.
Кроме того, национальная специфика рассматриваемых концепций ограничивает их применение в отечественной педагогике высшей школы.
Богат и многогранен опыт гуманистического
образования в России.
Данной проблеме посвящены работы И.
Ф.
Гончарова, И.
А.
Ильина, А.
Е.
Лихачева, В.
В.
Розанова, А.
Д.
Сахарова, А.
И.
Солженицына, К.
А.
Тимирязева, К.
Д.
Ушинского и др.
В них подчеркивается, что Проблема человека всегда была центральной проблемой в русской культуре, ее характерной особенностью является антропоцентризм.
Человек
для нее образ и подобие божие, малая вселенная, безграничная и заключающая в себе все, всю полноту земного и небесного бытия.
Осознание саморазвития возможно только для человека свободного.
Без свободы невозможно творчество, без творчества бытие.
Таким образом, согласно
139

[стр.,139]

русским традициям, пропитанным идеями Н.
Бердяева,
В.
Зеньковского, Н.
Лосского, Вл.
Соловьева, П.
Флоренского и др., идеалом гуманистического образования должна стать триада: Истина Добро Красота.
Лучшие традиции русского гуманистического образования зафиксированы в следующих положениях [201, С.
92]: вера в устремленность человека к добру; вера в его способность отозваться на педагогический призыв к добру; -вера в то, что личность человека раскрыта и добру, и злу, и силы добра в ней требуют своего раскрытия; видение главной цели воспитания в соединении личности с добром; уверенность, что становление личности имеет своим центром устремленность в сферу высшего объективно существующего смысла; -понимание, что личностное бытие есть совершенно особый модус бытия, не сводимый к природному; уверенность, что правильное понимание свободы лежит в принципе иерархичности личностного бытия.
Возвышаясь над своей природой, личность упорядочивает и облагораживает её.
понимание, что приобщение личности к новым ценностям осуществляется на основе сотрудничества (синергии) свободной человеческой воли с волей того, кто эти ценности уже воспринял.
понимание Зла, как личностной позиции, состояния воли.
Российская университетская образовательная модель, создаваемая на основе западноевропейской, в частности германской, не отличалась принципиально от всех остальных зарубежных моделей.
Однако интеграция традиций западной школы и национальных особенностей позволила русскому университету найти «свое лицо».
К началу XX века постепенно высшая школа России перешла от модели базирующейся на философской концепции человека (Р.
Декарт, Д.
Локк, Д.
Дидро), в которой человек рассматривается как инструмент, необходимый для успешного
функцию140

[стр.,166]

Выводы по третьей главе 1.
Теоретический анализ зарубежной философской и психологопедагогической литературы по проблемам гуманистического образования позволил выявить, что гуманистический компонент в развитии и функционировании университетской системы был значимым практически во все исторические периоды.
Главным достижением на пути гуманизации образовательного процесса в современном европейском университете является его направленность на активизацию познавательной деятельности обучающихся, усиление личной заинтересованности студентов в приобретении знаний.
Реализация данных положений во многом достигается через привлечение студентов к научно-исследовательской работе, результаты которой составляют часть, а иногда и все содержание курсовых и дипломных работ.
Однако национальная специфика рассматриваемых концепций ограничивает их применение в отечественной педагогике высшей школы.
2.
Отечественная система образования обладает богатыми гуманистическими традициями.
Их анализ приводит к заключению, что проблема человека всегда была центральной проблемой в русской культуре, ее характерной особенностью был и является антропоцентризм.
Российская университетская образовательная модель, создаваемая на основе западноевропейской,
не отличалась на начальном этапе принципиально от всех остальных зарубежных моделей.
Однако интеграция традиций западной школы и национальных особенностей позволила русскому университету
к началу XX века перейти от модели, в которой человек рассматривается как инструмент, необходимый для успешного функционирования общественного организма, к антропоцентрической модели образования.
3.
Реализации концепций гуманистического образования происходит в основном при использовании личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Существуют различные авторские решения проблемы, однако их объединяют ценностное отношение к обучающемуся, 167

[Back]