Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 124]

разования в России.
Особенно существенны были потери в области гуманитарных наук.
Почти на 70 лет преподаватели и студенты были практически изолированы от мощного потока гуманитарной мысли Европы и Америки.
Государственная политика в области университетского образования не оставляла по сути возможностей для формирования иного типа гуманитарного знания и культуры, кроме определенного «с верху».

Годы перестройки обострили проблемы российского высшего образования, привели к необходимости поиска новых его приоритетов.
Опираясь на особенности русской культуры, современные исследователи выделяют три главных принципа на которых, должно строиться отечественное гуманистическое образование
[55; 65; 104; 158; 288; 320; 386 и др.]: 1.
Принцип индивидуальности состоит в том, чтобы в ученике, учителе, учебном материале была сохранена индивидуальность как драгоценнейший дар в человеке и его творчестве «Не стряхайте с цветов махровости: сведите к минимуму учебную переработку памятников, доведите до максимума их непосредственное изучение...; не оставляйте никакого изучения ранее, чем после труда не почувствуете наконец и наслаждения, а с ним привязанности, интереса к изучаемому; вместо того чтобы запомнить календарно краткие сведения о всех важных лицах и событиях в истории без образа и смысла, узнайте теперь четверть этих лиц и событий в живых образах и с какимнибудь смыслом»
[363, С.
91-101].
2.
Принцип целостности состоит в том, что система образования должна формировать целостную личность, которая бы росла на своей истории и культуре.
3.
Принцип культуросообразности русского образования, которое является историко-культурным феноменом.
Если человек обладает качествами творца, то системе образования необходимо перестать быть «жерновами»,
124
[стр. 140]

нирования общественного организма, к антропоцентрической модели образования, основанной на идеях А.
С.
Хомякова, И.
В.
Киреевского, Ф.
М.
Достоевского, В.
С.
Соловьева, Н.
А.
Бердяева, И.
А.
Ильина и др.
Господство в течение трех четвертей XX в.
в России насильственно насажденной идеологии нанесло существенный вред процессу гуманизации образования в России.
Особенно существенны были потери в области гуманитарных наук.
Почти на 70 лет преподаватели и студенты были практически изолированы от мощного потока гуманитарной мысли Европы и Америки.
Государственная политика в области университетского образования не оставляла по сути возможностей для формирования иного типа гуманитарного знания и культуры, кроме определенного «с верху».

Это привело к тому, что в гуманитарном университетском образовании в массовом порядке формировался определенный тип ученых «проводник и защитник единой официальной точки зрения».
Суть научной деятельности и научного творчества во многом определялись поиском новых аргументов и доводов в пользу того вывода, который был уже признан единственно верным.
А это, в свою очередь, приводило к тому, что в данной области почти не появлялись самостоятельные, авторские версии, открытия.
Существенный удар по университетским традициям был нанесен государственной политикой в области использования специалистов с университетским образованием.
Почти 100% своего контингента университеты готовили для работы в школах, если речь шла о гуманитариях, или на производстве, если речь шла о естественниках.
Традиции же воспитания и подготовки теоретиков, специалистов высокого уровня квалификации, отличающихся универсальностью своей профессиональной подготовки были во многом прерваны и утрачены.
В области естественнонаучных специальностей положение не было столь серьезным.
Отечественные университеты по праву гордились своими выпускниками, которые были конкурентоспособными в мировой науке.
Хотя и в этой области были свои проблемы.
Даже ведущие универси

[стр.,142]

Опираясь на особенности русской культуры, современные исследователи выделяют три главных принципа на которых, должно строиться отечественное гуманистическое образование [60; 63; 100; 204; 318 и др.]* 1.
Принцип индивидуальности состоит в том, чтобы в ученике, учителе, учебном материале была сохранена индивидуальность как драгоценнейший дар в человеке и его творчестве «Не стряхайте с цветов махровости: сведите к минимуму учебную переработку памятников, доведите до максимума их непосредственное изучение...; не оставляйте никакого изучения ранее, чем после труда не почувствуете наконец и наслаждения, а с ним привязанности, интереса к изучаемому; вместо того чтобы запомнить календарно краткие сведения о всех важных лицах и событиях в истории без образа и смысла, узнайте теперь четверть этих лиц и событий в живых образах и с каким-нибудь смыслом»
[307, С.
91-101].
2.
Принцип целостности состоит в том, что система образования должна формировать целостную личность, которая бы росла на своей истории и культуре.
3.
Принцип культуросообразности русского образования, которое является историко-культурным феноменом.
Если человек обладает качествами творца, то системе образования необходимо перестать быть «жерновами»,
перемалывающими природу человека.
Тем самым будут созданы благоприятные условия для реализации качеств творца в процессе обучения.
Достаточно эффективно, реализуются идеи гуманистического образования в рамках личностно ориентированного подхода, нашедшего отражение в трудах Н.
А.
Алексеева [10 12], Е.
В.
Бондаревской [59 63], Э.
Ф.
Зеера [126 128], Н.
В.
Лежневой [188 190], В.
В.
Серикова [326 329], И.
С.
Якиманской [399 404] и других исследователей.
Остановимся подробнее на некоторых аспектах данной парадигмы, необходимых при построении университетской образовательной системы в условиях филиала.
143

[Back]