построение отношений между субъектами образовательного процесса на паритетной основе; фасилитация процесса становления субъектности студентов; создание психологически комфортной среды обучения. Принцип природосообразности не является новым для педагогики, он используется на протяжении многих веков в народной педагогике. Согласно этому принципу, обучение в народной педагогике рассматривалось как продолжение жизни, частью ее, а не что-то специально созданное. Оно, по словам Я.А. Коменского [196], требовало соблюдения соответствия природы человека, адекватно его способностям и возможностям. Применительно к теме исследования, данный принцип предопределяет: создание максимально благоприятных условий для развертывания механизмов саморазвития и самосовершенствования человека, проявления его активности; выбор метода обучения не только исходя из содержания образования, но и врожденных способностей обучающихся, своеобразия их субъектного опыта в восприятии, усвоении и использовании информации; установление объема изучаемого материала, сроков обучения на основе индивидуальных особенностей (интересы, способности, склонности, запросы); направленность на всестороннее развитие (физическое, нравственное, умственное), а также самоконтроль, самокоррекцию этого развития. Принцип культуросообразности в классической педагогике был сформулирован А. Дистервегом [130]. Он утверждал, что в воспитании следует учитывать условия места и времени, в которых человек родился и в которых предстоит ему жить, т.е. всю современную культуру во всеобъемлющем смысле. 144 |
зования» образования, построенного на принципах фундаментальности, целостности, формирования нравственного императива. При этом важно учесть, что в основе такого «Нового образования» обучения лежит модель, используемая на протяжении многих веков в народной педагогике модель, построенная на основе природосообразности и кулыпуросообразности процесса обучения и воспитания. Согласно принципу природосообразности, обучение в народной педагогике рассматривалось как продолжение жизни, частью ее, а не чтото специально созданное. Оно, по словам Я. А. Коменского [164], требовало соблюдения соответствия природы человека, адекватно его способностям и возможностям. Современные ученые, работающие в области гуманизации образования, указывают на то, что природосообразный образовательный процесс должен отличаться: 1. Созданием максимально благоприятных условий для проявления природных способностей. 2. Определением метода обучения не только содержанием образования, но и врожденными способностями обучающихся, своеобразием их субъектного опыта в восприятии, усвоении и использовании информации. 3. Признанием фундаментальным основанием воспитательного процесса формирование у учащихся общечеловеческих ценностей. 4. Установлением объема изучаемого материала, сроков обучения на основе индивидуальных особенностей (интересы, способности, склонности, запросы). 5. Направленностью на всестороннее развитие (физическое, нравственное, умственное) самоконтроль, самокоррекцию, самореализацию [146; 180; 212 и др.]. Принцип кулыпуросообразности в классической педагогике был сформулирован А. Дистервегом [114]. Он утверждал, что в воспитании 174 следует учитывать условия места и времени, в которых человек родился и в которых предстоит ему жить, т.е. всю современную культуру во всеобъемлющем смысле. Занимаясь данной проблемой в рамках личностно ориентированного обучения, Е. В. Бондаревская [59-63] рассматривает её значительно шире. Автор считает, что именно культуросообразное образование способно обеспечить сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры (что в настоящее время особенно актуально для нашей страны). Необходимым условием становления образования такого типа является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации. Осуществление культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание Человека Культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей. Итогом культуросообразного образовательного процесса должна стать «культурная идентификация» установление подобия между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интернационализация (принятие в качестве своих) ее ценностей, проживание собственной жизни в формах культурного бытия народа, в соответствии с такими образцами русской народной жизни, как, например, соборность, духовность, патриотическое самосознание, бытовая обрядность и др. Следовательно, культурная идентификация является необходимым условием и средством решения важнейших проблем духовного развития личности и народа. Среди них сохранение и возрождение русского языка, взаимопонимание и взаимоуважение личностей и наро |