Проверяемый текст
Неделько, Елена Геннадьевна; Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза (Диссертация 2007)
[стр. 147]

в словаре иностранных слов [391] понятие рассматривается так: «Рефлексия (лат.
геЯехю отражение) размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния»; в «Энциклопедии профессионального образования» [461] «рефлексия» рассматривается в трёх смыслах.
В житейском смысле оно обозначает размышление, наполненное сомнениями и колебаниями в принятии решений.
В философском размышление, направленное не на внешний мир, а на анализ человеком собственных мыслей и переживаний.
В психологическом и педагогическом смысле более или менее чёткое осознание человеком своих психических процессов, действий, состояний, личных качеств.

Основы рефлексивного мышления, как моделирующего или творящего понятия и образы, были заложены еще И.
Кантом
заложил и развиты в работах его ученика И.
Фихте.
Один из выдающихся философов советского времени Э.В.
Ильенков
[162], наиболее адекватно истолковавший немецкую классическую философию, отмечал, что философия И.
Фихте фактически выражает монистические устремления эпохи к созданию единой теории, единой системы всех основных понятий о жизни.
И.
Фихте пришел к выводу, что механизм выведения знания это самосознание, или рефлексия.
Эта мысль позже позволила определить роль рефлексии в образовании и способ получения рефлексивного знания в научнопознавательной и практической деятельности.

Современный (аксиологический) этап развития рефлексии позволил перейти от философско-интеллектуального к личностно-психологическому пониманию её сути.
Этот этап был описан в работах С.Л.
Рубинштейна
[369] и последующих работах зарубежных и отечественных психологов, что дало возможность рассматривать рефлексию «...в качестве объяснительного принципа психологического функционирования».
Наибольший вклад в это внесли П.П.
Блонский,
Л.С.
Выготский, С.Л.
Рубинштейн.
Позднее рефлексия стала рассматриваться как предмет
147
[стр. 79]

Таким образом, развитие мотивационной готовности к профессиональной мобильности будет эффективным, если реализация содержания дисциплин осуществляется с опорой на субъектный опыт студентов и активизацию осознанной саморегуляции их произвольной активности; Это положение было принято нами в качестве второго педагогического условия.
Мотивационная готовность личности (в том числе готовности к профессиональной мобильности) неразрывно связана её рефлексивными способностями, так как именно они, по мнению В.В.
Давыдова, позволяют найти существенные основания собственных действий [53, С.
199 200].
В связи с этим уточним понятие «рефлексия» применительно к теме исследования и рассмотрим пути её развития в студенческом возрасте.
В разных словарях русского языка «рефлексия» связывается с группой семантически близких слов: размышление, анализ, отражение, самопознание.
Например: в словаре С.
И.
Ожегова [142] данное понятие трактуется как размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания; в словаре иностранных слов [189] понятие рассматривается так: «Рефлексия (лат.
reflexio отражение) размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния»; в «Энциклопедии профессионального образования» [218] «рефлексия» рассматривается в трёх смыслах.
В житейском смысле оно обозначает размышление, наполненное сомнениями и колебаниями в принятии решений.
В философском размышление, направленное не на внешний мир, а на анализ человеком собственных мыслей и переживаний.
В психологическом и педагогическом смысле более или менее чёткое осознание человеком своих психических процессов, действий, состояний, личных качеств.

80

[стр.,80]

81 Основы рефлексивного мышления, как моделирующего или творящего понятия и образы, были заложены еще И.
Кантом
и развиты в работах его ученика И.
Фихте.
Один из выдающихся философов советского времени Э.В.
Ильенков
[79], наиболее адекватно истолковавший немецкую классическую философию, отмечал, что философия И.
Фихте фактически выражает монистические устремления эпохи к созданию единой теории, единой системы всех основных понятий о жизни.
И.
Фихте пришел к выводу, что механизм выведения знания это самосознание, или рефлексия.
Эта мысль позже позволила определить роль рефлексии в образовании и способ получения рефлексивного знания в научно-познавательной и практической деятельности.

Совремештый (аксиологический) этап развития рефлексии позволил перейти от философско-интеллектуального к личностно-психологическому пониманию её сути.
Этот этап был описан в работах СЛ.
Рубинштейна
[169] и последующих работах зарубежных и отечественных психологов, что дало возможность рассматривать рефлексию «...в качестве объяснительного принципа психологического функционирования».
Наибольший вклад в это внесли П.П.
Блонский,
J1.C.
Выготский, C.JI.
Рубинштейн.
Позднее рефлексия стала рассматриваться как предмет
теоретико-экспериментального изучения (Н.Г.
Алексеев, В.В.
Давыдов, А.З.
Зак, A.A.
Тюков, И.Н.
Семенов).
В профессиональной педагогике и психологии сформировалось понятие «рефлексивной компетентности», которая рассматривается с методологических оснований [7; 127; 128 и др.] и с позиций рефлексивной психологии [174 и др.] как метакомпетентность, за счет знания и владения механизмом рефлексии способствующая адекватному развитию всех других видов профессиональной компетентности.
При этом авторы подчеркивают связь рефлексивной компетентности с достижениями высших результатов в личностном и профессиональном развитии.
Особую ценность для нашего исследования представляет тот факт', что, согласно указанным выше работам, способность к рефлексии и знание

[Back]