Проверяемый текст
Пищулин, Валерий Гаврилович; Становление университетского образования в условиях филиала (Диссертация 2003)
[стр. 154]

В качестве основного признака целостной социальной системы данные авторы выделяют обязательное её взаимодействие с внешней средой совокупностью всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а так же тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения данной системы.
Кроме того, мы рассматриваем целостность как гармонизацию естественнонаучно и гуманитарной культур.
В качестве исторический справки следует заметить, что размежевание культуры естествознания, опирающейся на научный метод (науки о природе, техника и т.п.) и культуры гуманитарной, опирающейся на духовный метод познания мира (искусство, литература, науки об обществе и т.п.) произошло не более трехсот лет назад.
Однако перевес в сторону науки растет с геометрической прогрессией.
Главная проблема заключается в том, что эти культуры не столько дополняют друг друга, сколько противостоят.
В гармонизации двух частей когда-то единой человеческой культуры мы и видим смысл современного образования, характеризуя его как целостное.
В данном единении мы видим глубокий внутренний потенциал, позволяющий сформировать у подрастающего поколения систему нравственных «вечных» ценностей, обеспечивающую ему возможность полноценно жить и принимать решение в условиях нестабильности и неопределенности.
Открытость в сочетании с интерактивностью (взаимосвязью компонентов) и нелинейностью (многовариантностью, непредсказуемостью перехода из одного состояние в другое) делает систему предрасположенной к созданию новых форм и структур, отличающихся более высоким уровнем упорядоченности диссипативных структур (рассеивающим энергию, производящим энтропию)
[290].
Таким образом, диссипация фактически рождает порядок из хаоса.
Диссипативные структуры отличаются следующими признаками:
154
[стр. 85]

учный метод (науки о природе, техника и т.п.) и культуры гуманитарной, опирающейся на духовный метод познания мира (искусство, литература, науки об обществе и т.п.) произошло не более трехсот лет назад.
Однако перевес в сторону науки растет с геометрической прогрессией.
Главная проблема заключается в том, что эти культуры не столько дополняют друг друга, сколько противостоят.
В гармонизации двух частей когда-то единой человеческой культуры мы и видим смысл современного образования, характеризуя его как целостное.
В данном единении мы видим глубокий внутренний потенциал, позволяющий сформировать у подрастающего поколения систему нравственных «вечных» ценностей, обеспечивающую ему возможность полноценно жить и принимать решение в условиях нестабильности и неопределенности.
Открытость в сочетании с интерактивностью (взаимосвязью компонентов) и нелинейностью (многовариантностью, непредсказуемостью перехода из одного состояние в другое) делает систему предрасположенной к созданию новых форм и структур, отличающихся более высоким уровнем упорядоченности диссипативных структур (рассеивающим энергию, производящим энтропию)
[239].
Таким образом, диссипация фактически рождает порядок из хаоса.
Диссипативные структуры отличаются следующими признаками:
когерентность (элементы системы ведут себя так, как будто каждый из них «информирован» о состоянии системы в целом; происходящие в системе флуктуации (зоны неустойчивости) могут произвольно затухать или усиливаться, а система эволюционировать в направлении «спонтанной» самоорганизации; хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем; 86

[стр.,89]

целостности.
Достаточно подробно особенности целостных систем описаны в трудах Ю.
А.
Конаржевского [166 168], В.
Г.
Афанасьева [28; 29] и ряда других авторов [9; 35; 46; 54; 299; 300; 332 и др.].
Они, как правило, рассматривают «целостную систему» как совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие её образующим и выделяя в ней существенные признаки: -целостная система состоит из некоторой совокупности элементов минимальной единицы, и максимального элемента делимости данной системы; -элементы целостной системы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом; -система обладает определенным уровнем целостности; -целостная система обладает иерархичностью, что позволяет определить меру автономности составных частей социальной системы, принципы и механизмы их взаимодействия и согласованности; -целостная система характеризуется наличием субординационных связей между элементами; -целостная система характеризуется целеустремленностью [9; 28; 46; 168 и др.].
В качестве основного признака целостной социальной системы данные авторы выделяют обязательное
ес взаимодействие с внешней средой совокупностью всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а так же тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения данной системы [168, С.
32].
Кроме того, следует учесть, что, как и все сложные социальные системы, образовательная система является «вероятностной» [167; 327].
Синтезируя сказанное выше, мы попытались дать определение понятия «университетская образовательная система», которое является точкой 90

[Back]