Следует заметить, что приведенные выше положения являются важными для нашего исследования и именно на них мы опирались при выборе игровых технологий. Таким образом, понятие «игра» точно определить чрезвычайно сложно, так как оно многогранно и имеет широкий спектр различных признаков [17; 286; 393 и др.]. Поэтому важно уточнить, что в своем исследовании мы рассматриваем игру как способ деятельности. Для уточнения понятия и его конкретизации относительно темы исследования рассмотрим различные виды игр. В научных работах, посвященных использованию игр в образовательном процессе, предлагаются различные классификации игр. Например: в зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные [350, С. 128]; И.М. Печерский [322] дает классификацию деловым играм в соответствии с выполнением ими различных функций: учебные, производственные (исследовательские), экономические. Достаточно подробную, но не лишенную некоторых неточностей классификацию дает Л.В. Ежова [137]. Она разделяет игры: по времени проведения (без ограничения времени; с ограничением времени игры; проходящие в реальное время; игры, где время сжато); по оценке деятельности (балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; оценка того, кто как работал, отсутствует); по конечному результату (жесткие игры заранее известен ответ, существуют жесткие правила; свободные, открытые игры заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи); 258 |
83 в педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада [148] деловая игра трактуется как форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики; в педагогическом словаре А.Ю. Коджаспирова [90] игра определяется как метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Во многих исследованиях по проблемам психологии и педагогики игры вслед за Д.Б. Элькониным утверждается, что «понятие игры» точно определить чрезвычайно сложно, так как оно многогранно и имеет широкий спектр различных признаков [5; 188 и др.]. Исходя из этого, важно уточнить, что в своем исследовании мы рассматриваем игру как форму организации обучения. Для уточнения понятия и его конкретизации относительно темы исследования рассмотрим различные виды игр. В научных работах, посвященных использованию игр в образовательном процессе, предлагаются свои классификации игр, а также инвариантные принципы, методики и технология их организации. Например: М. Новик [147] выделяет три класса деловых игр: учебные игры, производственные игры, исследовательские игры; И.М. Печерский [150] дает классификацию деловым играм в соответствии с выполнением ими различных функций: учебные, производственные (исследовательские), экономические. О.В. Сонина [188], анализируя различные исследования в области деловых игр, выделяет четыре класса деловых игр: деловые игры для аттестации кадров предназначенных для выделения компетентности кадров и подбора руководителей; исследовательские игры, с помощью которых можно на стадии испытаний апробировать проектные решения, новую организационную структуру управления и т.п.; производственные игры, применяемые для решения определенных плано |