по конечной цели (обучающие направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; констатирующие конкурсы профессионального мастерства, поисковые направлены на выявление проблем и поиск путей их решения); по методологии проведения (луночные; ролевые; групповые дискуссии; имитационные; организационно-деятельностные; инновационные; ансамблевые). О.В. Сонина [393], анализируя различные исследования в области деловых игр, выделяет четыре класса деловых игр: деловые игры для аттестации кадров предназначенных для выделения компетентности кадров и подбора руководителей; исследовательские игры, с помощью которых можно на стадии испытаний апробировать проектные решения, новую организационную структуру управления и т.п.; производственные игры, применяемые для решения определенных плановых или проектных задач,в конкретных ситуациях; учебно-деловые игры, применяемые в учебном процессе. Следует указать, что согласно логике исследования, нас интересуют именно учебно-деловые игры, которые, аккумулируя выше сказанное, применительно к теме исследования мы определяем как разновидность творческой учебно-профессиональной деятельности, построенную на моделировании проблемных ситуаций, возникающих в ходе профессионального саморазвития специалистов в условиях современного нестабильного рынка труда. Наиболее приемлема, исходя из специфики предмета нашего исследования, классификация учебных игр, построенная на основе анализа работ С.А. Габрусевича и Г.А. Зорина [89], Е.Г. Неделько [286], О.В. Сониной [393]: по степени формализации процедуры игры; по наличию или отсутствию конфликта в сценарии деловые игры; 259 |
83 в педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада [148] деловая игра трактуется как форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики; в педагогическом словаре А.Ю. Коджаспирова [90] игра определяется как метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Во многих исследованиях по проблемам психологии и педагогики игры вслед за Д.Б. Элькониным утверждается, что «понятие игры» точно определить чрезвычайно сложно, так как оно многогранно и имеет широкий спектр различных признаков [5; 188 и др.]. Исходя из этого, важно уточнить, что в своем исследовании мы рассматриваем игру как форму организации обучения. Для уточнения понятия и его конкретизации относительно темы исследования рассмотрим различные виды игр. В научных работах, посвященных использованию игр в образовательном процессе, предлагаются свои классификации игр, а также инвариантные принципы, методики и технология их организации. Например: М. Новик [147] выделяет три класса деловых игр: учебные игры, производственные игры, исследовательские игры; И.М. Печерский [150] дает классификацию деловым играм в соответствии с выполнением ими различных функций: учебные, производственные (исследовательские), экономические. О.В. Сонина [188], анализируя различные исследования в области деловых игр, выделяет четыре класса деловых игр: деловые игры для аттестации кадров предназначенных для выделения компетентности кадров и подбора руководителей; исследовательские игры, с помощью которых можно на стадии испытаний апробировать проектные решения, новую организационную структуру управления и т.п.; производственные игры, применяемые для решения определенных плано 85 характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, игра с природой, игра-тренажер); характер игрового процесса (игры с взаимодействием участников и без взаимодействия); способ передачи и переработки информации (игры с применением обычных средств и обычных носителей информации, игры с применением ЭВМ и без их применения, игры с применением автоматизированных обучающих устройств); динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, игры с неограниченным числом ходов, само развивающие игры с указанием масштаба времени и без указания); по тематической направленности решаемых проблем (игры тематические, игры функциональные, игры комплексные). Наиболее приемлема, исходя из специфики предмета нашего исследования классификация учебных игр О.В. Сониной [188], построенная на основе анализа работ С.А. Габрусевича и Г.А. Зорина [35]. Авторы выделяет следующие основания классификации: по степени формализации процедуры игры; по наличию или отсутствию конфликта в сценарии деловые игры; по уровню проблемности; по степени участия студентов в подготовке деловых игр; по длительности игры. Определение места используемых в работе игр в указанной классификации позволит обращение ко второй составляющей понятия «деловая игра». Некоторые исследователи воспринимают деловую игру как «инструмент обучения и тренировки» [40; 65 и др.], в других работах она рассматривается как «модели действительности» [50; 107 и др.], «как «совокупность проблемных задач» [68] и др. Например: 86 В.М. Розин [167, С. 67] утверждает, что «деловая игра это сложная, неоднородная деятельность, в которой органически соединяются игровой и неигровой (научный, учебный, проектный и т.п.) подходы»; Р. Гаррет и Дж. Лондон [39, С. 112] дают такое определение деловой игре: «Деловая игра это моделирование избранных аспектов конфликтной ситуации, выполняемое в соответствии с заранее определенными правилами, исходными данными и методиками»; А.Б. Толкачев [198, С. 32] считает, что «деловая игра это игровая деятельность участников на имитационной модели, отражающей сущность изучаемых вопросов». Таким образом, опираясь на выше приведенные определения, в своей дальнейшей работе мы будем понимать под учебно-деловой игрой форму организации обучения, построенную на моделировании проблемных ситуаций, возникающих в ходе профессионального самоопределения и самореализации специалистов вусловиях нестабильногорынка труда провинции. Согласно ранее принятой классификации [35; 188], при интегрировании компонентов мотивационной готовности, посредством стимулирования выхода студента в рефлексивную позицию мы будем использовать следующую совокупность учебно-деловых игр: По степени формализации процедуры мы используем так называемые «жесткие» и «свободные» игры. В рамках «жесткие» предполагается строгая последовательность действий участников. Содержание их деятельности полностью регламентировано и ограничено во времени. При проведении «свободных» игр регламентируют лишь основные направления деятельности играющих. Они характеризуются тем, что студенты получают лишь исходную информацию и задание преподавателя, а форму и средства выполнения заданий они выбирают сами. По наличию или отсутствию конфликта в сценарии деловые игры можно разделить на три вида: бесконфликтные деловые игры; с конфликтными ситуациями с нестрогим соперничеством; с конфликтными |