Проверяемый текст
Бабина, Светлана Валерьевна; Формирование компетенции профессионального саморазвития студентов вуза (Диссертация 2008)
[стр. 50]

осмысление которого и творческий перенос в современные условия позволит более эффективно решить обозначенную проблему.
В связи с этим, проанализируем историю становления университетского образования в аспекте подготовки личности, способной к включению в непрерывное профессиональное образование в качестве его субъекта.
«Официальная» история университета Universitas magistrorum et scolarum (сообщество преподавателей и учеников) начинается, как известно, в средние века.
Однако прообразы высших учебных заведений существовали и в более раннее время.
Это Пифагорейский союз —закрытое объединение послушников и математиков (VI век до н.
э.); философская школа Платона в Древней Греции, которая
получила название Академия (IV век до н.
э.); Ликей Аристотеля,
где особое внимание уделялось наукам о природе (философии, физике, математике и др.).
Воспитание основывалось на триединстве Добра, Истины и Красоты.
«Добро» трактовалось, как нравственное воспитание, «Истина», как обучение научному поиску и «Красота» как постижение мира через обучение искусству
[129; 170 и др.].
При обучении активно использовались приемы и методы, разработанные греческими философами.
Например, применительно к нашему исследованию, интерес представляют методы, при помощи которых Сократ (469-399 до н.
э.) воспитывал в своих
учениках готовность к дальнейшему самостоятельному образованию [139].
Философ собирал большую аудиторию на афинских улицах, площадях, в гимназиях и вел со слушателями беседы.
Для этих бесед были характерны две специфические черты: так называемая «сократова индукция» т.е.
метод собеседования, состоящий из наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник самостоятельно делал выводы и сам убеждался в неверности и несовершенстве ранее высказанных положений, и «сократова ирония», т.е.
шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающего свое мнимое незнание обсуждаемого вопроса.
Таким образом, критический метод обучения,
50
[стр. 11]

Г лава 1.
Ф ормирование компетенции профессионального саморазвития у студентов вуза как педагогическая проблема 1.1.
Развитие н современное состояние проблемы формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов вуза В настоящее время существует достаточное разнообразие различных идей построения системы непрерывного профессионального образования, однако большинство авторов сходятся во мнении, что современная ситуация требует постоянного развития и саморазвития человека как субъекта собственной жизнедеятельности.
Идея о необходимости перманентного образования человека, приращения и обновления его профессиональных знаний не нова, однако в разные эпохи она звучала по-разному и внимание к данной идее, к ее значимости было неодинаковым со стороны педагогов и всего общества [16; 22; 36; 42; 53; 65; 70; 85; 87; 94 и др.].
Проанализируем развитие проблемы формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов вуза в мировой и отечественной культуре.
«Официальная» история высшей школы начинается, как известно, в Средние века.
Однако прообразы высших учебных заведений существовали и в более раннее время.
Это Пифагорейский союз —закрытое объединение послушников и математиков (VI век до н.
э.), философская школа Платона в Древней Греции, которая
полущила название Академия (IV век до н.
э.), Ликей Аристотеля
и др.
Воспитание основывалось на триединстве Добра, Истины и Красоты.
«Добро» трактовалось как нравственное воспитание, «Истина» —как обучение научному поиску и «Красота» как постижение мира через обучение искусству
[54 и др.].
При обучении активно использовались приемы и методы, разработанные греческими философами.
Например, применительно к нашему исследованию интерес представляют методы, при помощи которых Сократ (469-399 до н.
э.) воспитывал в своих
уче12

[стр.,12]

никах готовность к дальнейшему саморазвитию [125].
Философ собирал большую аудиторию на афинских улицах, площадях, в гимназиях и вел со слушателями беседы.
Для этих бесед были характерны две специфические черты: так называемая «сократова индукция», т.е.
метод собеседования, состоящий из наводящих вопросов, отвечая на которые, собеседник самостоятельно делал выводы и сам убеждался в неверности и несовершенстве ранее высказанных положений, и «сократова ирония», т.е.
шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающего свое мнимое незнание обсуждаемого вопроса.
Таким образом, критический метод обучения,
предложенный Сократом, требовал от обучаемых самостоятельного нахождения истины в процессе развития, уточнения, совершенствования понятий.
Позднее идею подобной беседы, которая получила название «эвристической», использовали и развивали древнегреческие философы.
Например, Демокрит (460-370 до н.
э.), рассуждая о самостоятельности учеников, указывал, чго не следует ставить перед собой задачу дать им всеобъемлющие знания, гораздо важнее развить умение самостоятельно мыслить [40].
«Многие многознайки не имеют ума», говорил Демокрит, поэтому «должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума» [80, С.
662].
Система обучения того времени лишь отдаленно напоминает современные вузы, однако в свете рассматриваемых нами проблем важно, что именно тогда в рамках элитного образования произошла интеграция двух видов деятельности (научной и образовательной).
Она явилась основой формирования «жажды знаний», раскрепощения интеллекта, самоактуализации, то есть тех качеств личности, которые и сегодня характеризуют человека как субъекта профессионального саморазвития.
Древнегреческая культура, её традиции, ценностные ориентации и мировоззрение определили на долгий период времени направления развития философии, религии, педагогической мысли различных народов.
Исламский мир воспринял и 13

[Back]