Проверяемый текст
Бабина, Светлана Валерьевна; Формирование компетенции профессионального саморазвития студентов вуза (Диссертация 2008)
[стр. 51]

предложенный Сократом, требовал от обучаемых самостоятельного нахождения истины в процессе развития, стимулировал желание дальнейшего обучения и развития.
Позднее идею подобной беседы, которая, получила название «эвристической» использовали и развивали древнегреческие философы.
Например,
древнегреческий философ Демокрит (460-370 до н.
э.), рассуждая о приобщении учеников к наукам, указывал, что не следует ставить перед собой задачу дать детям всеобъемлющие знания, гораздо важнее пробудить у них желание к учению, развить умение самостоятельно мыслить.
«Многие многознайки не имеют ума», говорил Демокрит, поэтому «должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума»
[124].
Система обучения того времени лишь отдаленно напоминает современные вузы, однако в свете рассматриваемых нами проблем важно, что именно тогда в рамках
университетского образования произошла интеграция двух видов деятельности (научной и образовательной).
Она явилась основой формирования «жажды знаний», раскрепощения интеллекта, самоактуализации, то есть, тех качеств личности, которые и сегодня характеризуют человека как субъекта
обучения.
Древнегреческая культура, её традиции, ценностные ориентации и
мировоззрения оказали самое сильное влияние на становление современной цивилизации и определили на долгий период времени направления развития философии, религии, педагогической мысли различных народов.
Исламский мир воспринял и
освоил античную философию, ориентированную на постоянное развитие и самосовершенствование человека.
Существенную роль сыграли идеи античных философов, прежде всего Аристотеля, в появлении схоластики, которая определила развитие педагогики раннего Средневековья.
Именно древнегреческая культура явилась основой формирования творческого потенциал эпохи Возрождения.
Из всех народов античности греки ока51
[стр. 12]

никах готовность к дальнейшему саморазвитию [125].
Философ собирал большую аудиторию на афинских улицах, площадях, в гимназиях и вел со слушателями беседы.
Для этих бесед были характерны две специфические черты: так называемая «сократова индукция», т.е.
метод собеседования, состоящий из наводящих вопросов, отвечая на которые, собеседник самостоятельно делал выводы и сам убеждался в неверности и несовершенстве ранее высказанных положений, и «сократова ирония», т.е.
шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающего свое мнимое незнание обсуждаемого вопроса.
Таким образом, критический метод обучения, предложенный Сократом, требовал от обучаемых самостоятельного нахождения истины в процессе развития, уточнения, совершенствования понятий.
Позднее идею подобной беседы, которая получила название «эвристической», использовали и развивали древнегреческие философы.
Например,
Демокрит (460-370 до н.
э.), рассуждая о самостоятельности учеников, указывал, чго не следует ставить перед собой задачу дать им всеобъемлющие знания, гораздо важнее развить умение самостоятельно мыслить [40].
«Многие многознайки не имеют ума», говорил Демокрит, поэтому «должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума»
[80, С.
662].
Система обучения того времени лишь отдаленно напоминает современные вузы, однако в свете рассматриваемых нами проблем важно, что именно тогда в рамках
элитного образования произошла интеграция двух видов деятельности (научной и образовательной).
Она явилась основой формирования «жажды знаний», раскрепощения интеллекта, самоактуализации, то есть тех качеств личности, которые и сегодня характеризуют человека как субъекта
профессионального саморазвития.
Древнегреческая культура, её традиции, ценностные ориентации и
мировоззрение определили на долгий период времени направления развития философии, религии, педагогической мысли различных народов.
Исламский мир воспринял и
13

[Back]