Проверяемый текст
Бабина, Светлана Валерьевна; Формирование компетенции профессионального саморазвития студентов вуза (Диссертация 2008)
[стр. 53]

провинциальные, выпускники которых, как правило, становились чиновниками в какой либо конкретной сфере общественной жизни.
В провинциальных учебных учреждениях содержание обучения было более специальным, нацеленным на конкретные профессиональные знания.
Стиль обучения не отличался демократизмом.
В средние века, под влиянием новых потребностей государства, политики, экономики, религии стало изменяться и университетское образование.
Оно находилось под сильным влиянием религиозных предрассудков, кастовости
сословий и влиянием Церкви.
Однако, несмотря на неимоверные усилия, прилагаемые церковью для сохранения влияния в области высшего образования, университеты раннего средневековья были «альтернативой светского образования церковному» и способствовали формированию свободомыслия,
ориентировали на самосовершенствование личности [66, С.
115].
Эти университеты отличала демократичность, богатством интеллектуальной жизни.
Основной их миссией было приобщение молодых людей к совокупности всех видов знаний, включая знания в области научных исследований, развитие интеллекта ради обновления культуры, получения «нового знания».
Это давало возможность выпускникам университета с успехом реализовать себя в различных профессиях,
совершить новые открытия и создать культурный потенциал для грядущего бурного развития общества.
Конец средневековья, характеризующийся бурным развитием естественных наук, предопределил изменение содержания университетского образования в сторону его дифференциации и отказа от обобщенных, гуманитарных, духовных знаний.

Аспекты «логической непротиворечивости» возобладали над «искренним духовным усилием» [238, С.
35].
Несмотря на то, что идея университета того времени получает гуманистическую окраску,
связанную с реабилитацией и интенсивным развитием личностного начала, интеграция исследовательской и обучающей деятельно53
[стр. 13]

освоил античную философию, в частности Платона и Аристотеля, заимствовав из неё рационалистический взгляд на человека [19; 140; 153 и др.].
Интерес в аспекте нашего исследования представляет опыт элитарного образования китайских мандаринов в конфуцианских школах прообраза высших учебных заведений [134; 198 и др.].
Круг тем в конфуцианских школах, обсуждаемых с учениками, был широк: политика, этика, критерии ценности личности, правила поведения в семье и в обществе.
Однако большинство тем занятий сводилось к проблеме самосовершенствования и самовоспитания: «что есть личность и как стать человеком?».
Занятия строились в форме свободного обсуждения выдвинутой темы.
Задавая ученикам различные вопросы, Конфуций не спешил с ответом, предоставляя им возможность высказаться первыми.
Каждый ученик не только имел право, но и обязан был высказать собственное мнение о том, как лучше решить возникшую проблему.
Конфуцию важна была реакция учеников, он старался прививать им самостоятельность мышления.
Таким образом, Конфуций добивался от учеников максимальной активизации умственной работы [134].
По мнению Конфуция, человек должен открывать для себя новые знания постоянно, в любом возрасте, и заниматься своим совершенствованием до конца жизни.
«Сколько бы человек ни жил, он никогда не обретет тех знаний, которые сделают его суперсовершенным, т.
к.
знание бесконечно и до конца непостижимо.
Он считал, что человеку необходимо постоянно заниматься самовоспитанием, самообразованием, саморазвитием» [134, С.
40-41].
Проблема саморазвития личности получает новое звучание с появлением первых средневековых университетов в Европе: Болонский университет (1088), Парижский университет (1200), Оксфордский университет (1168), университет на Саламанке (1227).
В XIII в.
появляются университеты в Монпелье, Падуе, Неаполе, Тулузе.
В Средние века, под влиянием новых потребностей государства, политики, экономики, религии стало изменяться и университетское образование.
Оно находилось под сильным влиянием религиозных предрассудков, кастовости
сосло14

[стр.,14]

вий и влиянием Церкви.
Однако, несмотря на неимоверные усилия, прилагаемые церковью для сохранения влияния в области высшего образования, университеты раннего Средневековья были «альтернативой светского образования церковному» и способствовали формированию свободомыслия,
свободы саморазвития [31].
Эти университеты отличала демократичность, богатство интеллектуальной жизни.
Основной их миссией было приобщение молодых людей к совокупности всех видов знаний, включая знания в области научных исследований, развитие интеллекта ради обновления культуры, получения «нового знания».
Это давало возможность выпускникам университета с успехом реализовать себя в различных профессиях,
совершать новые открытия и создать культурный потенциал для грядущего бурного развития общества.
Идея саморазвития в то время понималась по формуле «уча учиться» [152; 171 и др.].
Это была форма жизнедеятельности «...и школяра, и магистра, и доктора, где учитель он же ученик, а ученик он же учитель.
Таким образом, учитель и ученик были двоящейся, взаимопереходящей парой.
Это было учительско-ученическое и ученическо-учительское сословие, т.к.
сегодняшний ученик -завтра учитель, сам желая поучиться на ученого мастера» [152, С.
34—43].
Интересны и методы активизации саморазвития студентов, применяемые в то время.
Например, лекция представляла собой чтение изучаемого текста и пояснение этого текста в форме комментариев к нему или же к отдельным его частям.
(Зцаевйо сНэрг^а вопрос для обсуждения становится основой для регулярного учебного диспута.
Тезис выбирал магистр.
Возражение выдвигая либо он сам, либо его студенты, в том числе и те, кто оказатся там случайно.
Бакалавр нужными аргументами поддерживал тезис и отвечал на вопросы.
Магистр мог в любой момент спора прервать его, лично заключив собственным словом этот спор, но мог и вернуться к данному тезису в другой раз, не поддерживая, а опровергая свой же тезис [152].
Важным методом для формирования навыков и приемов саморазвития был «логический анализ», который выражался в 2-х вариантах: первый вариант со15

[стр.,15]

стоял в том, что весь предмет разделялся на логические части, а потом на темы, потом еще на подтемы и т.
д.
до конкретного знания, при этом каждая часть изучалась достаточно тщательно.
Другой вариант этого метода был ближе к проблемному обучению, а именно: излагалось общее положение, указывались его основные проблемы.
Далее шел поиск решения.
Важным инструментом реализации этого метода были вопросы [66, С.
51-52].
Таким образом, многие методы обучения, применяемые в средневековых университетах, были направлены на активизацию саморазвития студентов, стимулировали к научному поиску, будили мысль обучаемого.
Конец Средневековья, характеризующийся бурным развитием естественных наук, предопределил изменение содержания университетского образования в сторону его дифференциации и отказа от обобщенных, гуманитарных, духовных знаний.

Аспекгът «логической непротиворечивости» возобладали над «искренним духовным усилием» [108, С.
35].
Несмотря на то, что идея университета того времени получает гуманистическую окраску,
«многогранность» и «многоаспектность», «способность к саморазвитию» уже не являются отличительными чертами выпускников высшей школы.
В конечном итоге это привело к формированию новоевропейской системы образования (бэконианская модель образования), соответствовавшей «отраслевой» структуре общества.
Для неё было характерно признание истинным лишь инструментального знания и освобождение науки от философского анализа.
Все это негативно сказалось на формировании у студентов ценностей постоянного саморазвития и самосовершенствования.
Однако одновременно с этим появляется целая плеяда мыслителей, чьи педагогические изыскания, направленные на саморазвитие и самосовершенствование обучающегося, оказывали существенное влияние на становление университетского образования, особенно во вновь созданных университетах: Пражском, Краковском, Венском, Гейдельбергском и др.
Рассмотрим наиболее значимые из них.
16

[Back]