Принцип самостоятельности в учении, как основу дальнейшего саморазвития, во главу угла своих дидактических воззрений поставил выдающийся педагог-демократ А. Дистервег [130], сыгравший в начале XIX века большую роль в борьбе с догматизмом образования в Германии. Назначение человека он видит в том, чтобы быть самодеятельным в стремлении к разумным целям. Поэтому он считал, что педагог должен вести так обучение, чтобы возбуждать познавательные склонности обучающихся. А. Дистервег различает два способа обучения: сообщающий и развивающий. При первом происходит догматическое усвоение знаний. Второй возбуждает тягу обучащегося к саморазвитию, его самодеятельность, активность его собственной мысли. Таким образом, у истоков европейских университетов в начале XIX века лежат две противоположные тенденции: одна из них —стремление получить практическую высококлассную профессиональную подготовку, другая развитие у студентов интереса к науке, направленность на саморазвитие и самосовершенствование личности, нацеленность на получение и тиражирование фундаментальных знаний. Попыткой «примерить» эти, казалось бы, несовместимые направления было создание университета нового типа. Принципиальная новизна классической идеи университета, разработанной В. Гумбольдтом, заключалась в сочетании ориентации исследования и обучения при обеспечении свободы для обучаемого и обучающего со стороны государства. Ученый разработал концепцию и программу реформ среднего и высшего образования. Он нашел убедительные доводы и принципы, которые смогли бы принять не только правительство, но и более влиятельные, широкие образованные круги: 1) дух протестантизма; 2) идею самобытности; 3) представления о нравственности; 4) гуманную миссию образования [114]. С этого времени в числе первостепенных государственных задач стали рассматриваться и задачи продвижения науки, внедрения новых форм иссле56 |
Принципиальная новизна классической идеи университета, разработанной В. Гумбольдтом, заключалась в сочетании ориентации исследования и обучения при обеспечении свободы для обучаемого и обучающего со стороны государства. Ученый разработал концепцию и программу реформ среднего и высшего образования. Он находит убедительные доводы и принципы, которые смогли бы принять не только правительство, но и более влиятельные, широкие образованные круги: 1) дух протестантизма; 2) идею самобытности; 3) представления о нравственности; 4) гуманную миссию образования. Духовное образование государства оказалось связанным с идеей возрождения народной культуры (49). С этого времени в числе первостепенных государственных задач стали рассматриваться и задачи продвижения науки, внедрения новых форм исследований и обучения, придания университетскому образованию академического характера. С открытием Берлинского университета заявленная модель получила реальное воплощение. Берлинский университет, объединившись с академией наук, дал мощный импульс развития «индустрии знаний». Однако Берлинский университет сделал еще один шаг в развитии идеи университета: существенное внимание стало уделяться формированию личности, характера, индивидуальности. Таким образом, закрепляется еще одна традиция университетского образования, наметившаяся в эпоху Возрождения. В дальнейшем именно по отношению к модели университета, связываемой с именем Гумбольдта, рассматривалась и вся последующая эволюция университетов Западной Европы и Америки. Университеты, отвечая в каждом конкретном случае на естественно возникавшие запросы конкретного общества, смогли стать авангардом общественно-культурного прогресса, отражением меры цивилизованности народа, уровня его государственности. Университет — это место, где благодаря условиям, создаваемым государством и обществом, культивируется 17 |