Проверяемый текст
Соловьева, Наталья Анатольевна; Формирование познавательной самостоятельности студентов вуза в условиях кредитной системы обучения (Диссертация 2004)
[стр. 59]

добная система (соответствующим образом адаптированная) используется в настоящее время во многих европейских.
Современные подходы к формированию субъекта образовательного процесса, в том числе и в профессиональной школе, неразрывно связаны и с именами создателей концепции гуманистического воспитания и развития личности, возникшей в 60-80 годы XX столетия [396].
Основанием этой концепции стали работы Гордана Олпорта
[303], Абрахама Маслоу [489], Карла Роджерса [363; 493] и др.
При этом авторы гуманистических теорий личности основываются на экзистенциалистском принципе самоактуализации личности.
Например, А.
Маслоу указывает на то, что целью образования, в конечном счете, является самоактуализация человека
[489].
К.
Роджерс [363] предлагает построить обучение, основанное на самодеятельности, саморегуляции и самопознании.
Преимущества такого учения заключаются в сознательном, ответственном, а, следовательно, самостоятельном включении в него
обучающегося, готовность быть постоянно открытым к восприятию нового опыта и постоянно меняться самому по мере изменения окружающей действительности.
Тезис об уникальности и неповторимости жизни каждого человека заложен и в основу исследований другого ученого-гуманиста О.Ф.
Больнова и его последователей
[473; 477 и др.].
Согласно их работам, главная цель образования научить человека творить себя как личность,
как субъекта собственной жизни.
Таким образом, гуманистическое направление, базирующееся на экзистенциалистской теории в аспекте проблемы
формирования субъекта образовательного процесса, делает акцент на учении на собственном опыте, основанном на самодеятельности, саморегуляции и самопознании.
Главное положение гуманистической психологии состоит в том, что подлинное учение должно захватить
обучающегося целиком.
Оно не может быть сведено про59
[стр. 18]

Современные подходы к формированию познавательной самостоятельности неразрывно связаны и с именами создателей концепции гуманистического воспитания и развития личности, возникшей в 60-80 годы XX столетия [173].
Основанием этой концепции стали работы Гордана Олпорта
(«Диспозиционная теория личности»), Абрахама Маслоу («Гуманистическая теория личности»), Карла Роджерса («Феноменологическая теория личности») и др.
При этом авторы гуманистических теорий личности основываются на экзистенциалистском принципе самоактуализации личности.
Например, А.
Маслоу указывает на то, что целью образования, в конечном счете, является самоактуализация человека
[106].
К.
Роджерс [204] предлагает построить обучение, основанное на самодеятельности, саморегуляции и самопознании.
Преимущества такого учения заключаются в сознательном, ответственном, а, следовательно, самостоятельном включении в него
учащегося, готовность быть постоянно открытым к восприятию нового опыта и постоянно меняться самому по мере изменения окружающей действительности.
Тезис об уникальности и неповторимости жизни каждого человека заложен и в основу исследований другого ученого-гуманиста О.Ф.
Больнова и его последователей
[197; 198 и др.].
Согласно их работам, главная цель образования научить человека творить себя как личность
«...в процессе воспитания, прежде всего, должна проявляться сущность свободы, когда учащийся сам контролирует и знания, и нормы своего поведения» [198, С.
15].
Таким образом, гуманистическое направление, базирующееся на экзистенциалистской теории в аспекте проблемы
познавательной самостоятельности, делает акцент на учении на собственном опыте, основанном на самодеятельности, саморегуляции и самопознании.
Главное положение гуманистической психологии состоит в том, что подлинное учение должно захватить
учащегося целиком.
Оно не может быть сведено просто к сообщению знаний, которые необходимо запомнить.
Опыт учения, согласно гуманистической концепции, по

[Back]