Проверяемый текст
Левшина, Светлана Михайловна; Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов вуза при переходе к кредитной системе обучения (Диссертация 2009)
[стр. 94]

жающему» [369, С.
245].
Данное положение развивается в работах А.Н.
Леонтьева [236; 237] и Б.Г.
Ананьева [12; 13].
Б.Г.
Ананьев рассматривает понятие «субъект деятельности» через призму различных человеческих форм активности.
По его мнению, «человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей, взрослых и сверстников, коллектива и руководителей, людей, находящихся в различных социальных позициях и играющих разные роли в истории его развития»
[13, С.
262].
Ребенок, считает он, с самого начала вступает в объектный мир со своей особой человеческой активностью (субъектом деятельности), поэтому его отношения изначально субъектно-объектные.
Следуя идеи С.Л.
Рубинштейна о том, что человек первично выступает в качестве субъекта действий и практической деятельности, он пришел к выводу, что «субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности».
Человек как субъект деятельности и общения рассматривается Б.Ф.
Ломовым [248].
По его мнению, обязательным условием изучения личностных свойств является признание приоритета активности самой личности, которая определяется не только ее включенностью в различные виды общественных отношений, присвоением общественного опыта, приобщения к нему, а, прежде всего, изменением, преобразованием этих отношений.
Во внутреннем плане это выражается в самодетерминации.
Сознательную саморегуляцию субъектом своей жизнедеятельности в системе общественных отношений Б.Ф.
Ломов называет самоопределением.
Он считает, что субъект и личность на ранних этапах онтогенеза совпадают, но личность как сознательный субъект деятельности является более поздним образованием.

Необходимо отметить, что, подходя к понятию субъекта с других позиций, Ж.
Пиаже [324] также рассматривал активность как одну из ведущих его 94
[стр. 94]

психоанализа, гештальтизма, гуманистической психологии и других ответвлений от этих направлений, изучающих поведение животных и человека (К.
Левин, А.
Маслоу, Ж.
Пиаже, К.
Роджерс, 3.
Фрейд, и др.).
В гуманистической психологии модель субъектной активности выражается краткой формулой: «Потребность — активность».
Высшей потребностью гуманистическая психология признает стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, самоактуализации.
Проблемы субъектной активности достаточно полно представлены в отечественной психологии и педагогике.
Они освещены в работах Б.Г.
Ананьева, Л.С.
Выготского, А.Н.
Леонтьева, Б.Ф.
Ломова, С.Л.
Рубинштейна, В.М.
Теплова и многих других ученых.
В них понятия «субъект», «субт>ектность» рассматриваются в контексте деятельностного подхода в соотношении с понятием «личность».
Основной идеей отечественных исследований является тезис о том, что «...
если человек проявляет активность, то он и является её инициатором, ему принадлежит приоритет в определении своих жизненных целей, планов, он обладает свободой выбора» [114, С.
65].
Проблема субъектности в последние десятилетия по-прежнему остается ведущей в отечественной психологии и педагогике (К.А.
АбульхановаСлавская, A.B.
Брушлинский, В.И.
Моросанова, А.К.
Осницкий, В.А.
Петровский, В.И.
Слободчиков, и др.).
В аспекте исследования нам особенно важны следующие положения, обоснованные в трудах указанных выше ученых: Б.Г.
Ананьев рассматривает понятие «субъект деятельности» через призму различных человеческих форм активности.
По его мнению, «человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей, взрослых и сверстников, коллектива и руководителей, людей, находящихся в различных социальных позициях и играющих разные роли в истории его развития...,
95 '

[стр.,95]

субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности» [3, С.
262].
Б.Ф.
Ломов [111] связывает субъектность с деятельностью и общением.
По мнению ученого, обязательным условием изучения личностных свойств является признание приоритета активности самой личности, которая определяется не только ее включенностью в различные виды общественных отношений, присвоением общественного опыта, приобщения к нему, а, прежде всего, изменением, преобразованием этих отношений.
Во внутреннем плане это выражается в самодетерминации.
Сознательную саморегуляцию субъектом своей жизнедеятельности в системе общественных отношений Б.Ф.
Ломов называет' самоопределением.
Он считает, что субъект и личность на ранних этапах онтогенеза совпадают, но личность как сознательный субъект деятельности является более поздним образованием.

В.Д.
Петровский [141] рассматривает субъектность как особое свойство и способность человека к самодетерминации разных сфер и сторон своего бытия, которое выступает характеристикой личности, конституирующей ее.
исходя из темы исследования, большую ценность представляют работы К.А.
Абульхановой-Славской [2].
Углубляя идеи С.Л.
Рубинштейна относительно личности как субъекта деятельности, автор обосновывает идею, что понятие «субъект» не просто обозначает того, кто действует, сознает, относится и т.д.
Оно исходно характеризует личностное в человеке, избранные способы осуществления действий, осознания мира в зависимости от социальной позиции, от степени сформированное™ ценностных ориентаций.
Через «понятие» субъекта поэтому «передается и мера его активности...
и социальная сущность сознания, действия, отношений».
Сказанное выше позволяет нам ориентироваться в работе на понимание деятельности как формы активного отношения субъекта к действительности, для которой характерны: «...осознанность, целенаправленность, предметность, 96

[Back]