жающему» [369, С. 245]. Данное положение развивается в работах А.Н. Леонтьева [236; 237] и Б.Г. Ананьева [12; 13]. Б.Г. Ананьев рассматривает понятие «субъект деятельности» через призму различных человеческих форм активности. По его мнению, «человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей, взрослых и сверстников, коллектива и руководителей, людей, находящихся в различных социальных позициях и играющих разные роли в истории его развития» [13, С. 262]. Ребенок, считает он, с самого начала вступает в объектный мир со своей особой человеческой активностью (субъектом деятельности), поэтому его отношения изначально субъектно-объектные. Следуя идеи С.Л. Рубинштейна о том, что человек первично выступает в качестве субъекта действий и практической деятельности, он пришел к выводу, что «субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности». Человек как субъект деятельности и общения рассматривается Б.Ф. Ломовым [248]. По его мнению, обязательным условием изучения личностных свойств является признание приоритета активности самой личности, которая определяется не только ее включенностью в различные виды общественных отношений, присвоением общественного опыта, приобщения к нему, а, прежде всего, изменением, преобразованием этих отношений. Во внутреннем плане это выражается в самодетерминации. Сознательную саморегуляцию субъектом своей жизнедеятельности в системе общественных отношений Б.Ф. Ломов называет самоопределением. Он считает, что субъект и личность на ранних этапах онтогенеза совпадают, но личность как сознательный субъект деятельности является более поздним образованием. Необходимо отметить, что, подходя к понятию субъекта с других позиций, Ж. Пиаже [324] также рассматривал активность как одну из ведущих его 94 |
психоанализа, гештальтизма, гуманистической психологии и других ответвлений от этих направлений, изучающих поведение животных и человека (К. Левин, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, 3. Фрейд, и др.). В гуманистической психологии модель субъектной активности выражается краткой формулой: «Потребность — активность». Высшей потребностью гуманистическая психология признает стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, самоактуализации. Проблемы субъектной активности достаточно полно представлены в отечественной психологии и педагогике. Они освещены в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова и многих других ученых. В них понятия «субъект», «субт>ектность» рассматриваются в контексте деятельностного подхода в соотношении с понятием «личность». Основной идеей отечественных исследований является тезис о том, что «... если человек проявляет активность, то он и является её инициатором, ему принадлежит приоритет в определении своих жизненных целей, планов, он обладает свободой выбора» [114, С. 65]. Проблема субъектности в последние десятилетия по-прежнему остается ведущей в отечественной психологии и педагогике (К.А. АбульхановаСлавская, A.B. Брушлинский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, и др.). В аспекте исследования нам особенно важны следующие положения, обоснованные в трудах указанных выше ученых: Б.Г. Ананьев рассматривает понятие «субъект деятельности» через призму различных человеческих форм активности. По его мнению, «человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей, взрослых и сверстников, коллектива и руководителей, людей, находящихся в различных социальных позициях и играющих разные роли в истории его развития..., 95 ' субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности» [3, С. 262]. Б.Ф. Ломов [111] связывает субъектность с деятельностью и общением. По мнению ученого, обязательным условием изучения личностных свойств является признание приоритета активности самой личности, которая определяется не только ее включенностью в различные виды общественных отношений, присвоением общественного опыта, приобщения к нему, а, прежде всего, изменением, преобразованием этих отношений. Во внутреннем плане это выражается в самодетерминации. Сознательную саморегуляцию субъектом своей жизнедеятельности в системе общественных отношений Б.Ф. Ломов называет' самоопределением. Он считает, что субъект и личность на ранних этапах онтогенеза совпадают, но личность как сознательный субъект деятельности является более поздним образованием. В.Д. Петровский [141] рассматривает субъектность как особое свойство и способность человека к самодетерминации разных сфер и сторон своего бытия, которое выступает характеристикой личности, конституирующей ее. исходя из темы исследования, большую ценность представляют работы К.А. Абульхановой-Славской [2]. Углубляя идеи С.Л. Рубинштейна относительно личности как субъекта деятельности, автор обосновывает идею, что понятие «субъект» не просто обозначает того, кто действует, сознает, относится и т.д. Оно исходно характеризует личностное в человеке, избранные способы осуществления действий, осознания мира в зависимости от социальной позиции, от степени сформированное™ ценностных ориентаций. Через «понятие» субъекта поэтому «передается и мера его активности... и социальная сущность сознания, действия, отношений». Сказанное выше позволяет нам ориентироваться в работе на понимание деятельности как формы активного отношения субъекта к действительности, для которой характерны: «...осознанность, целенаправленность, предметность, 96 |