характеристик. Он справедливо подчеркивает, что так же, как объект не «дан» субъекту в готовом виде, а воссоздается последним в структуре знания, как бы «строится» им для себя, так и субъект «не дан» себе со всеми своими внутренними структурами; организуя для себя объект, субъект конструирует и свои собственные операции, т.е. «делает себя реальностью для самого себя». По Ж. Пиаже, субъект находится в постоянном взаимодействии со средой; ему врожденно присуща функциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Активность выявляется в действиях, среди которых разные трансформации, преобразования объекта (перемещение, комбинирование, удаление и т.д.) и создание структур являются ведущими. Проблема субъектности в последние десятилетия по-прежнему остается ведущей в отечественной психологии и педагогике (К.А. АбульхановаСлавская [2], A.B. Брушлинский [70], В.И. Моросанова [244], А.К. Осницкий [306], В.А. Петровский [319], В.И. Слободчиков [387]). В.А. Петровский в своей монографии «Личность: феномен субъектности» [319] обосновывает необходимость совместного рассмотрения понятий «субъект» и «личность»: во-первых, быть личностью значит быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром; во-вторых, быть личностью значит быть субъектом предметной деятельности; в-третьих, быть личностью это быть субъектом общения; в-четвертых, согласно В.А. Петровскому, быть личностью означает быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственно-личностные конструкты. Свое исследование В.А. Петровский строит на основе анализа феномена «субъектности» человека. При этом он рассматривает субъектность как осо95 |
ние к окружающему» [157, С. 245]. Данное положение развивается в работах А.Н. Леонтьева [107] и Б.Г. Ананьева [5]. Проблема субъектности в последние десятилетия по-прежнему остается ведущей в отечественной психологии и педагогике (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, В.И. Моросанова, А.К. Оснидкий, В.И. Слободчиков, B.А. Петровский). А.В. Брушлинский, анализируя категорию субъекта в психологической науке, подчеркивает; «Трактовка человека как субъекта помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром (практического, чисто духовного и т.д ). По мере взросления в жизни человека все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и соответственно больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния и т.д.)» [34, С. 4]. По мнению В.В.Давыдова [59], носителем любой деятельности является субъект. Ее содержание и структура принадлежит субъекту, вследствие чего невозможно отделение деятельности от субъекта, который в свою очередь обладает такими качествами как сознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность и другие. К.А. Абульханова-Славская [1], углубляя идеи C.JI. Рубинштейна относительно личности как субъекта деятельности, считает, что понятие «субъект» не просто обозначает того, кто действует, сознает, относится и т.д. Оно исходно характеризует личностное в человеке, избранные способы осуществления действий, осознания мира в зависимости от социальной позиции, от степени сформированности ценностных ориентаций. Через «понятие» субъекта поэтому «передается и мера его активности... и социальная сущность сознания, действия, отношений». 50 |