Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 35]

§ 2.
Социальная сущность семьи.
В мировой социологии нет единого определения семьи как уникального социального явления.
Это неудивительно, так как семья —сложный и своеобразный социальный организм, на который замыкаются многие общественные, групповые, межличностные и индивидуальные интересы, повышающие статус семьи и усложняющие ее функции.
Всякое же сложное социальное явление тяжело поддается дефинитивной характеристике.
И в западной и в отечественной социологии семьи существует множество определений понятия «семья».
Приведем некоторые из них.
Так, в XIX веке семья, кроме ближайших родственников, связанных кровно-родственными отношениями, включала и других людей.
Об этом говорит выдающийся русский историк и социолог М.М.
Ковалевский: “Семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браком или кровным родством; это община, члены которой живут под одной кровлей.
...

Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же
домовладыки”.
[1] В начале XX века другой русский социолог П.А.Сорокин в своей работе «Система социологии» попытался сформулировать основные положения, характеризующие семью: «Под семьей мы понимаем...
легальный союз ...
супругов, с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников, с третьей».[2].
Американский социолог К.
Киркпатрик в работе «Семья как процесс и институт» определяет семью как «..
.группу из двух или нескольких лиц, связанных между собой по крови, браку или адопции и живущих вместе».
[3] Другой исследователь семьи М.
Нимкофф в объемном труде “Брак и семья” характеризует семью как “более или менее длительную ассоциацию мужа и жены, с детьми или без них, или одинокого мужчину, или женщину с детьми”.
“Эта дефиниция, отмечает автор, подчеркивает сексуальную и парентальную функции, которые являются решающими для этого института.
Эти функции существенны для сохранения семьи.
Эта дефиниция указывает также на минимальную структуру семьи, состоящую из двух партнеров или из родителя и ребенка”.
[4] Близкую к этому суждению опре
[стр. 14]

публицисты, как В.
Соловьев, А.
Фет, К.
Бальмонт, А.
Белый, В.
Розанов, Д.
Мережковский, 3.
Гиппиус, Л.
Толстой, Г.
Успенский, Н.
Бердяев, П.
Флоренский, С.
Булгаков, А.
Жу-раковский, В.
Ходасевич, А.
Карсавин, Б.
Вышеславцев, С.
Троицкий, И.
Ильин, С.
Франк.
Раздел главы написан Г.В.
Соколовой.
56 Классификацию основных теоретических направлений и идейных течений, повлиявших на отечественную социологию семьи, предстоит еще создать, оценив по-новому научную состоятельность "легального марксизма", "научного социализма", социальных и экономических учений буржуазного либерализма и воскрешая многие имена ученых и общественных деятелей.
В 1880 г.
вышла книга известного общественного деятеля Д.
Ду-бакина "Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления 'Домостроя'".
Автор обобщил в ней творческий вклад этнографов Шульгина, Добрякова, историков Костомарова, Хлебникова, литераторов Забелина и Чудинова, касающийся разработки проблем социальной и экономической жизни россиян и становления семейного образа жизни.
Глубокому анализу подверглись древнерусские летописи, а также такие произведения светской и церковной литературы, как "Слово о полку Игореве", "Слово Даниила Заточника", "Жития Святых", Церковные слова и поучения, Пастырские послания, "Домострой", памятники русского церковного и гражданского права, записки иностранцев о России, памятники устной народной словесности: бытовые песни, былины, пословицы и т.п.
Д.
Дубакин рассмотрел многообразие влияния христианства на семейные отношения с учетом вклада греко-римского права.
Большое значение имеет анализ форм брачных союзов в языческой Руси, а также различия подходов Ветхого и Нового заветов к браку и формированию семьи.
Наконец, были вскрыты истоки возникновения семейного кодекса "Домостроя" (литературного памятника XVI в., впервые изданного в 1849 г.), его влияние на общественное мнение относительно семейного образа жизни в России.
Весомый вклад в разработку проблем социологии семьи внес русский социолог, правовед, историк М.М.
Ковалевский, возглавивший вместе с неменее именитым русским социологом Е.В.
Роберти первую в России кафедру социологии.
На основе историко-сравнитель-ного метода М.М.
Ковалевский создал теорию генетического родства всех социальных явлений и общественных институтов "генетическую социологию".
В 1895 г.
вышла книга М.М.
Ковалевского "Очерк происхождения и развития семьи и собственности".
Автором был дан глубокий анализ брачно-семейных отношений в древнейшую эпоху человеческого общежития.
М.М.
Ковалевский подверг сомнению утверждения о беспорядочности общения полов (промискуитет и гетеризм), доказывая, что родство по матери и экзогамия предполагают регуляцию и организацию половых отношений, подчиненные на первобытной стадии сохранению и воспроизводству поколений.
57 Изучая семейное право в прошлом, М.М.
Ковалевский пришел к выводу: "Семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браком или кровным родством; это община, члены которой живут под одной кровлей.
В число их входят не только свободные, но все находящиеся в какой бы то ни было зависимости от главы общины, т.е.
рабы и вольноотпущенники.
Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же
домовладыки"10.
Большой интерес вызывает его анализ семейной общины у славян.
Южные славяне называли такую общину "братством", или "задругой".
М.М.
Ковалевский подробно описывает структуру общины.
Глава-домоправитель, или "домочин", избирается из числа пожилых, хотя иногда делалось исключение и домочином назначался молодой, но женатый человек.
Домочин управлял общинным имуществом, заведовал общинной казной, приобретал все необходимое для общины.
После домочина почетом и уважением пользовалась "домочица", т.е.
домохозяйка.
Ею была обычно жена домочина.
В некоторых местностях женщины назначали сами домочицу, но их выбор должен был утвердить семейный совет.
Права и обязанности домочи-цы касались внутренней жизни дома.
Она вела домашнее хозяйство, распределяла работу между женщинами, смотрела за порядком, улаживала ссоры и давала советы относительно брака девушек.
Таким образом, как показал М.М.
Ковалевский, функция лидерства распределялась в общине по полу и укрепляла семейную организацию.
Историк славянской семьи и семейной демографии С.М.
Шпилев-ский свидетельствует о том, что семейная община имела право ограничивать власть главы семьи, разрешать или запрещать отцу отчуждение наследственного имущества11.
Отец-муж не был самодержавным повелителем патриархальной семьи, проявления его власти ограничивались сравнительно узким кругом маловажных распоряжений.
Вместе с тем право собственности на всех детей обвенчанной с ним (а точнее купленной им) женщины существовало продолжительное время, благодаря тому, что семья видела в этом залог своего внутреннего спокойствия и материального благосостояния.
С середины XIV в., согласно М.М.
Ковалевскому, внутренняя жизнь патриархальной общины начинает постепенно трансформироваться в индивидуальную семью.
Индивидуализм подрывал и разрушал семейную общину, каждый требовал предоставления ему права самому свободно распоряжаться своими личными приобретениями.
Семейные разделы чаще стали происходить при жизни родителя-отца.
Появилось такое понятие, как эмансипированный сын.
Пример58 ный возраст эмансипации у славянских семей приходился на 25 лет, по достижении этого возраста можно было обзаводиться собственным хозяйством в соответствии с наследственным правом: минората, т.е.
преимущественного наследования младшим сыном, или майората, т.е.
наследования старшим сыном.
Индивидуальная семья представляла собой союз, заключенный по добровольному соглашению и связанный соблюдением взаимных обязанностей и общих прав, но подчиненный контролю государства и его судов.
М.М.
Ковалевский показывает, что русская женщина не более западноевропейской была подчинена своему мужу и имела льготы на владение семейным имуществом.
В России существовало два начала имущественного семейного права: 1) полная общность имущественных прав супругов и 2) относительная их общность.
Полная общность имущественных прав заключалась в том, что при заключении брака муж должен был обеспечить целостность приданого своей будущей жены, заложив часть своего собственного имущества.
Часть эта называлась вено (плата жениха за невесту).
Если муж растрачивал приданое, то после его смерти вдова владела имуществом до тех пор, пока наследники ее мужа не вознаграждали ее за понесенные убытки.
И второе: муж заведовал общим имуществом, но распоряжаться не мог без предварительного согласия жены.
Сделки совершались от имени обоих супругов.
В случае смерти или развода имущество снова становилось раздельным, но не делилось поровну, а возвращалось обратно приданое, состав которого был известен по Рядным записям, совершавшимся при заключении брака.
Кроме того, вдова получала седьмую часть всего имущества мужа.
Со второй половины XVIII в.
закон устанавливает новую систему имущественных прав полную разделенность, просуществовавшую до 1917 г.
Законом также вменялось: мужу прилично содержать жену, а жене жить вместе с мужем.
Обоюдность привилегий индивидуальной семьи приобретала новый характер равноправного союза.
С ХН-ХП1 столетия конкубинат как форма брака приобретает правовую норму.
"Сущность таинства бракосочетания не в обрядах, совершаемых священниками, а в согласии врачующихся"12.
Свод законов XIX в.
отступает от реального исторического развития семейного права и требует.чтобы "жена пребывала в неограниченном послушании своему мужу"13.
Также несовершенен был и бракоразводный процесс.
Прелюбодеяние главная причина развода оценивалась неодинаково в отношении к мужу и жене.
59 С XVI в.
издаются указы (Судебник царя Алексея Михайловича), по которым родители имеют одинаковые права на детей, т.е.
могут одинаково распоряжаться судьбой детей: постричь в монахи, разрешать вступать в брак, вести за собой в холопство или занять видное место при дворе князя или боярина, или одинаково влиять на семейную мобильность своих чад.
После смерти отца мать пользовалась всеми правами на ребенка без исключения.
Однако безграничная власть родителей начинает контролироваться государством.
Уложение царя Алексея Михайловича запрещает принимать жалобы от детей на родителей и рекомендует заключать детей в тюрьму без предварительного дознания.
В 1775 г.
Екатерина II учреждает смирительные дома и предоставляет родителям право упрятыватьтуда своих детей.
М.М.
Ковалевский анализирует, как постепенно распадаясь на малые семьи, патриархальная расширенная семья теряет свой принудительный характер.
"Семья становится лучшей школой для детей: она одна только обладает незаменимой способностью действовать на подрастающее поколение личным примером и этим путем развивать в нем и ум и нравственное чувство".
И далее: "...школа, в которой совершенствуются не только дети, но и взрослые.
Только в семье можно приобрести способность к самопожертвованию.
Семья великая школа альтруизма, того альтруизма, который обновит мир..."14.
Книга М.М.
Ковалевского еще не оценена по достоинству, так как находилась в тени работы Ф.
Энгельса о происхождении семьи.
В ней обобщен этнографический материал, много ценных наблюдений, касающихся социальной, экономической и социально-психологической

[Back]