Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 40]

ления и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз.
Важно подчеркнуть, что усилия тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов.
При этом удалось создать такую социальную организацию, которая органично соединяла в себе социальные нормы, регулирующие сохранение социального строя, порядка жизни, обеспечение существования членов рода и поддержку высокой рождаемости, компенсирующей все людские потери.
Удивительно, но основные черты системы социальной регуляции рождаемости
за счет многодетности, нейтрализующей высокую смертность и обеспечивающей прирост населения, просуществовали тысячелетия, были восприняты как опоры фамилизма и сохранились вплоть до XXI века.
Отсюда и «сцепление воедино» (ради единой цели —многодетности) брачно-сексуального, репродуктивного и самосохранительного поведения личности.

Социальная организация, построенная на фундаменте системы
социокультурных норм многодетности, подтвердила свою эффективность тысячелетиями исторической практики.
Менялись времена, конкретным историческим содержанием наполнялись социальные регуляторы поведения людей, в том числе связанного с воспроизводством населения.
Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства,
локализовывались в хозяйственные объединения родственников, центром которых становился парный брак, парная семья.
Среди факторов возникновения семьи необходимо было наличие производящей экономики и частной собственности, отношений власти и подчинения, укорененных в сложно-иерархизированной социальной структуре.
В первобытных обществах
существовали в зачаточной форме производственно-потребительские отношения, но не было производящей экономики как таковой.
Только при появлении четкой социальной стратификации, классово-групповой дифференциации в рамках «командно-распределительной» экономики начинает заявлять о себе потенциал парного брака.
На ранних стадиях рабовладельческого строя
возникает та социокультурная форма жизнедеятельности, которая именуется семьей.
Конечно, в связи с недоста
[стр. 22]

12 Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР.
М., 1987.
С.
203.
13 Состав семьи, доходы и жилищные условия семей рабочих, служащих и колхозников.
Госкомстат СССР.
М., 1990.
С.
176.
14 См.
подробнее об этом: Молодая семья II Народонаселение.
Вып.
18.
М., 1977.
С.
23-25; Антонов А.И., Медков В.М.
Второй ребенок.
М., 1987, С.
127-129.
Рекомендуемая литература 1.
Антонов А.И.
Семья: функции, структуры // Основы социологии / Под ред.
А.Г.
Эфендиева.
М., 1993; Он же: статьи Социология семьи, Социология рождаемости // Энциклопедический словарь "Народонаселение".
М., 1994.
2.
Воугел Э.Ф.
Семья и родство // Американская социология.
М., 1972.
3.
Гуд У.
Социология семьи // Социология сегодня.
М., 1965.
4.
Семья.
Гнига для чтения в 2-х томах.
М., 1990.
5.
Щепаньский Я.
Элементарные понятия социологии.
М., 1989.
6.
Хилл Р.
Современные тенденции в теории семьи // Социальные исследования.
Вып.
4.
М., 1970.
91 Раздел II СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как "семейную координату" социальной системы.
Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности.
Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей.
При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима.
Поэтому в социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о "воспроизводстве" людей.
Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного.
Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, "деланием" человеческого Я прежде всего в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур.
Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением 92 носителей статусов и ролей.
Воспроизводство населения создает демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их.
Эти изменения социума в свою очередь влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным.
То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей.
Сказанное выше позволяет понять отнюдь не пассивное значение института семьи.
Семья не обречена на то, чтобы лишь адаптироваться к изменяющимся историческим условиям, к укладу жизни и социальному порядку.
Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности по поддержанию существования членов семьи и по рождению социализации детей.
Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом.
Посредническое значение семьи обретает еще одно измерение через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей.
Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества.
Глава 4 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА Говоря о движущих силах истории, следует признать, что в числе факторов социальных изменений не могут не быть потребности функционирования института семьи.
Многовековое сохранение расширенной, патриархальной и многодетной семьи, основанной на полигамном и моногамном браке, говорит об экзистенциальной важности семейной организации жизнедеятельности и семейной формы хозяйствования, семейной экономики.
Точно так же само сохранение человечества есть итог действия социальной организации, успешный результат социальной системы.
93 Поэтому история не просто демонстрирует адаптацию человека в этом мире, она представляет материал для анализа того, как и за счет чего достигался этот успех, ибо существование человеческого рода не просто изначальный и вечный факт жизни.
Существование человечества может быть проблемой в этом один из уроков XX в., деятельность самого социума таит в себе угрозу.
Это может быть угроза ядерного уничтожения и экологического самоубийства, а также социальной дезорганизации из-за нравственной деградации по причине исторического краха семьи.
Исчезновение семейного образа жизни и замена его одиночно-нарциссическим ведет к плюрализму разновидностей социальной патологии.
Нет научных данных, подтверждающих догму теории модернизации о том, что "прогрессивное развитие" общества автоматически ведет к "прогрессу личности" (отменяющему извечный конфликт между личностью и обществом), когда интересы личности оказываются одновременно интересами общества.
Красивая иллюзия о росте "самосознания" личности не увеличивает экологическую, политическую, демографическую и любую другую "сознательность", расширяющую на основе свободы выбора зону личных решений, направленных на благо общества.
Эмансипация личности от семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение семейных поколений, массовость малодетной семьи и ее несостоятельность в такой социализации потомства, когда оно готово мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, потому, что оно прежде, в семье, мотивируется подчинять эгоцентрические интересы семейным, все это привело в XX в.
в промышленно развитых странах к устранению семейного влияния, посредничества семьи в противостоянии личности и общества.
Отсюда проистекает взаимная нереспонсивность, невосприимчивость к потребностям друг друга: личность отстраняется от всего общественного как чуждого, как безлично-государственного, а общество проваливается в пропасть тоталитаризма, принуждающего личность к всепоглощающему конформизму.
Дофамилистическая эпоха.
Семья и фамилистическая культура возникают исторически, хотя отдельные парные семьи и зачатки фамилизма как системы ценностей, при которой жизнь и благополучие отдельных индивидов зависят от сплоченности и жизнедеятельности первичного микрокруга людей, связанных родственно-брачными отношениями, наблюдаются на первоначальных этапах становления человечества.
В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений.
Выживание индивидов было следствием адаптации рода к среде и 94 следствием успеха обучения индивида общепринятым формам жизни, усвоения правил, проверенных опытом образцов поведения.
Приобщение потомства к адаптивным нормам жизнедеятельности посредством социализации, а не инстинктов отличает человеческие племена от популяций животных.
Проводниками этой социализации оказывались старшие члены рода, а не кровные "родители".
В условиях группового брака и разделения рода на экзогамные и эндогамные группы функция родительства распространялась на весь род-племя, на старших представителей рода.
Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз.
Важно подчеркнуть, что усилия тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов.
При этом удалось создать такую социальную организацию, которая органично соединяла в себе социальные нормы, регулирующие сохранение социального строя, порядка жизни, обеспечение существования членов рода и поддержку высокой рождаемости, компенсирующей все людские потери.
Удивительно, но основные черты системы социальной регуляции рождаемости,
нейтрализующей высокую смертность и обеспечивающей прирост населения, просуществовали тысячелетия, были восприняты как опоры фамилизма и сохранились вплоть до XXI в.
Интересно хотя бы кратко рассмотреть, как достигалась концентрация всей социальной жизни на продолжении рода.


[стр.,23]

Вся общественная организация прошлого была подчинена не только интересам обеспечения безопасности, но и интересам воспроизводства населения.
Социальные нормы высокой рождаемости функционировали прежде всего в форме табу на всякое предупреждение и прерывание беременности, т.е.
в форме запрета на вмешательство в репродуктивный цикл физиологическую последовательность наступления беременности и родов после сексуальных отношений (схема 4-1).
Подобные нормы, по нашему мнению, логично называть нормами многодетности, так как при их функционировании число живорождений у отдельных женщин находилось в зависимости только от степени плодовитости (т.е.
способности к зачатию и вынашиванию), и создавалась иллюзия цельности, соединенности брачно-сексуаль-ного поведения с репродуктивным на основе запрета абортов и контрацепции (нарушение табу могло караться смертью и, значит, противоречило потребности в индивидуальном самосохранении).
В ходе развития человеческого общества невозможность непосредственного воздействия на высокую смертность вызвала запрет на непосредственное вмешательство в репродуктивные события, пред95 Схема 4-1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ МНОГОДЕТНОСТИ antonov 5 9 шествующие родам (хотя средства предупреждения и прерывания беременности были известны издревле).
В процессе исторического развития и усложнения социальной организации запрет на контрацепцию оставался в силе из-за высокой смертности.
В связи с запретом на сексуальные отношения в зависимости от сезонного цикла хозяйственных работ (производственные табу) из календарного года выпадала значительная часть времени, что делало излишним какое бы то ни было предупреждение и прерывание беременности.
Следует подчеркнуть, что при низкой средней продолжительности жизни (20-25 лет) нормы детности были нацелены на полную реализацию репродуктивного периода в пожизненном браке.
Отсюда тенденция к раннему вовлечению в брачные отношения всех достигающих половой зрелости и к продолжению деторождения вплоть до потери плодовитости.
Отсюда и "сцепление воедино" (ради единой цели многодетности) брачно-сексуального, репродуктивного и самосохранительного поведения личности.

96 Семья в доиндустриальную эру.
Социальная организация, построенная на фундаменте системы
норм многодетности, подтвердила свою эффективность тысячелетиями исторической практики.
Менялись времена, конкретным историческим содержанием наполнялись социальные регуляторы поведения людей, в том числе связанного с воспроизводством населения.
Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства
локализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья.
Для возникновения семьи необходимо наличие экономики и собственности, отношений власти и подчинения, укорененных в сложноиерархизированной социальной структуре.
В первобытных обществах
существуют производственно-потребительские отношения, но нет экономики как таковой.
Только при появлении четкой социальной стратификации, классово-групповой дифференциации в рамках "командно-распределительной" экономики начинает заявлять о себе потенциал парного брака.
На ранних стадиях рабовладельческого строя
за несколько столетий до новой эры возникает та социокультурная форма жизнедеятельности, которая именуется семьей.
Конечно, в связи с недостаточной
исследованностью этого вопроса трудно определить момент возникновения семьи, но важно знать, что ее происхождение обусловлено гармоническим сочетанием многообразных функций, укрепляющих посредническую роль семьи на основе автономного семейного домохозяйства, совместной социальной и производственной деятельности всех членов семьи, когда потребность семейного объединения в исполнителях социально-семейных ролей и в работниках одновременно оказывается потребностью членов семьи друг в друге, потребностью родителей в детях и детей в родителях.
Обширная семья при рабовладельческом строе включала в себя не только парную семью с домочадцами, но и рабов, имущество, домашних животных.
Она мало походила на патриархальную семью феодальной системы, относительно которой известно многое благодаря этнографическим данным.
Если мы обратимся к расширенной семье патриархального типа, то в ней производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и религиозных традиций.
Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения.
Патриархальная семья была источником 97 благополучия и здоровья, заботы о престарелых и детях, оплотом безопасности и социального контроля и т.д.
В пределах имеющейся автономии семьи от прочих общественных институтов семейный образ жизни становился чуть ли не единственной формой бытия личности (производство, обучение, отдых, игры и развлечения все совершалось в семье).
В значительной степени даже физически можно было уцелеть, лишь принадлежа к семейному клану.
В этих условиях ориентация личности на семью определялась всем строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие.
Подобная ориентация на семейно-родственный коллектив усиливала мотивы многодетности, так как увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства.
Установки личности на многодетность в этих условиях укреплялись также благодаря авторитарной семейной структуре и обусловленности социального положения личности в общине родительским статусом.
Краткий период социализации ребенка, участие детей в домашних делах, в производстве с ранних лет, поощряли потребность в многодетности, поскольку польза от детей явно перекрывала издержки.
Кратко суммируем основные черты семейного образа жизни при феодализме.
Во-первых, "семья" и "экономика" были неразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных, демографических отношений, семейные проблемы были "продолжением" вопросов собственности и труда.
Дети благодаря существовавшим культурным нормам возрастного старшинства рассматривались одновременно и как находящиеся на содержании, и как работника.
Взрослые в такой семье также были зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и поэтому уделяли огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семья следующим поколениям.
Подобная взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием всей семьи, и есть основа фамилизма как характеристики образа жизни, основанного на "семьецентризме".
Соответственно в такой, ориентированной на семью и домохозяйство системе жизнедеятельности социальные роли мужчин и женщин были строго дифференцированными и взаимно дополняли друг друга.
Во-вторых, доминантой общественной жизни была власть родства.
Семьи были не только большими и сложными, объединяя в себе несколько поколений и боковых ветвей, но и связанными многочисленными родственными связями и отношениями свойства с большим числом других семей, с которыми они осуществляли "брачный" обмен.
98 В-третьих, преобладающей была крестьянская семья,чья жизнь, как и жизнь семьи дворянской, была неразрывно связана с землей.
Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи.
Определяющим в мотивации поведения семьи было ориентированное на детей использование земли.
Семья была способом "обращения капитала", движения земельных ресурсов от поколения к поколению.
В-четвертых, это предопределяло многие другие характеристики семьи и, в частности, то, что она была многодетной (и по социальнонормативной направленности и фактически).
Пятым отличительным свойством патриархальной семьи была мощная власть межпоколенных связей.
Возраст был основным агентом социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивали и увеличивали свой статус и власть.
Эти пять фундаментальных признаков семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность и приоритет старших поколений обеспечивали семье устойчивость среди других социальных институтов.
Семья и индустриализация.
Развитие капитализма вело к глубоким переменам образа жизни населения, и не только постоянно растущего городского, но и сельского.
Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной производственной и социальной ячейки общества, способной к поддержанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, вытягивающего всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда.
Переход ряда функций семьи к другим социальным институтам превращает семью в хозяйственно-потребительскую ячейку, где каждый из ее членов вовлекается в такую деятельность, в которой семейные связи утрачивают

[Back]