Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 53]

В этих словах классически выражены основы того всеобщего до сих пор предубеждения против семьи как тормоза всего прогрессивного.
И неважно, что прежде, под общественным благом понималось социалистическое «обобществление человека» и что сейчас
под ним понимается «демократизация», «равноправие», «развитие индивидуальности» и т.п..
Важно то, что и в начале, и в конце века именно в узком горизонте семейного эгоизма, либо семейной «патриархальщины», по-прежнему видят помеху «человеческому прогрессу» и потому приветствуют все проявлениям «рассасывания семьи», построенной на «закрепощении» * женщин и детей.
Эти же
социальные проявления одновременно трактуются как становление новой семьи как «свободного союза равных личностей».
В этой апологетике современных изменений семьи, в этой атмосфере антитрадиционалистских настроений тонет возможность постановки проблемы кризиса семьи
как социального института вообще.
Итак, завершая рассмотрение данного вопроса, позволим сделать следующие краткие выводы: 1.
Социальная сущность (природа) семьи, ее сила и притягательность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту.
Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
«Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении».
[18] 2.
Семья создается для удовлетворения целого комплекса жизненно важных потребностей человека, которые реализуются через выполнение ею своих социальных функций.
В отличие от других малых групп и социальных институтов, семья объединяет всю целостность своего существования, а не отдельные потребности и интересы.
Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять личные —коллективные —общественные инте
[стр. 27]

индивидуализации, автономизации Я), ослаблением триединства родства-родительства-супружества из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей 111 (процесс замены семьецентризма эгоцентризмом) и может быть на зван кризисом семьи.
В отличие от кризиса понятие дезорганизации семьи характеризует негативную направленность семейных изменений в ходе истории или блокирование семейных процессов чрезвычайными обстоятельствами.
Крах семьи в качестве термина используется при абсолютном невыполнении специфических функций семьи, характеризуя деградацию общества, порывающего с фамилистическим crpoeм жизни.
В начале XX в.
многие социологи констатировали кризис семьи как необходимой формы рождения и воспитания детей, тщательно описывали все составляющие этого процесса "таяния", "рассасывания" семейных функций государством и обществом, но увлеченные идеями социализма (теоретического) видели в этом распаде семьи ростки новой организации общества, опирающейся на "общее", a не семейное благо.
Не избежал этих иллюзий и Питирим Сорокин, который в 1916 г.
в прекрасной статье "Кризис современной семьи" (прекрасной из-за ее дескриптивной, а не утопической части) писал: ...
"Интересы современной семьи...
сталкиваются с интересами общества и являются тормозом для проявления более высоких альтруистических порывов и поступков.
И чем далее, тем это столкновение интересов семьи и общества растет...
И нет сомнения, что в этом...
единоборстве семьи и общества, интересов первого и второго...
организация современной семьи будет разбита: общественные интересы с одной стороны, и интересы личности (обратная сторона общечеловечности) с другой, победят и фактически уже побеждают.
Расширившийся ...альтруизм...
и теперь уже требует...
большего простора, чем узкие границы семейного альтруизма"4.
В этих словах классически выражены основы того всеобщего до сих пор предубеждения против семьи как тормоза всего "прогрессивного".
И неважно, что прежде под общественным благом понималось социалистическое "обобществление человека" и что сейчас
(после ужасов национал-социализма и гулаговского коммунизма) под ним понимается "демократизация", "равноправие", "развитие" индивидуальности и т.п., а важно, что и в начале и в конце века именно в "узком" горизонте семейного эгоизма или альтруизма, либо семейной "патриархальщины" по-прежнему видят помеху и потому радуются всем проявлениям "рассасывания семьи", построенной на "закрепощении" женщин и детей.
Эти же
статистические проявления одновременно трактуются как становление новой семьи как якобы "сво112 бодного союза равных личностей".
Чем хуже, тем лучше в этой апологетике современных изменений семьи, в этой атмосфере антитрадиционалистских настроений тонет возможность постановки проблемы кризиса семьи вообще.
Климат партийных пристрастий не способствует позиции наблюдателя происходящего, социологического летописца событий.
Тем не менее надо пытаться вновь и вновь исследовать последствия семейной дезорганизации с точки зрения адекватной социализации личности, изучать, как нереспонсивность (невосприимчивость) индивида относительно семьи может оборачиваться нереспонсивностью по отношению к обществу.
Стоит критически взглянуть на плоды безостановочной эмансипации от семьи женщин, детей и мужчин неужели развитие уникальности индивида невозможно при включенности Я в семейные роли? Являются ли факты семейного насилия и злоупотребления родительской властью достаточным основанием для вмешательства государства и ограничения пространства приватной жизни семьи? Действительно ли общежитейским стереотипом семейного кризиса является представление о повальном отказе от вступления в брак и в сожительства, о массовой разводимости и сплошной бездетности? Каковы перспективы распространения в общественном мнении научных представлений о кризисе семьи и ее процветании? Наконец, насколько применимо расширительное толкование слова "семья" к нынешнему плюрализму внеили антисемейных форм жизни? Вот немногие из вопросов о настоящем и будущем института семьи, ответы на которые невозможны без социологических исследований.
Ключевые термины: фамилизм, фамилистическая культура, воссоздание социальных связей, воспроизводство поколений, экзистенциальная роль семьи, социальная организация семьи-рода, социальные нормы многодетности, табу на вмешательство в репродуктивный цикл, социальная дифференциация институтов, полифункциональность семьи, индивидуальная направленность на семью, социальные нормы малодетно-сти, детность семьи, противоречивость семейно-репродуктивных интересов личности и общества, семейная структура как независимая переменная, антитрадиционализм, семейное "равенство", "демократизация" семьи, критерии выполнения семейных функций, конъюгализация, семейная экономика, приоритет родственных уз, межпоколенные узы, власть старшинства, сцепленность трех типов индивидуального поведения, респонсивность личности, респонсивность обще113 ства, упадок посредничества семьи, перехват функций семьи, снятие запрета на вмешательство в репродуктивный цикл, расщепление типов индивидуального поведения, влияние семейных изменений на социальные, стереотип семьи "прошлого", стереотип "современной" семьи, конъюгальная семья, модернизация, семейная дезорганизация, кризис и крах семьи.
Примечания 1 Костомаров Н.И, Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XV! н XVII столетиях.
М., 1992.
С.
200-206.
2 Пригожин А.И.
Семья как организационный феномен // Дина-мака изменения положения женщины и семья.
М., 1972.
С.
100-102.
3 Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР.
М., 1987.
С, 203.
4 Сорокин П.
Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал для воск.
1916.
№ 3.
С.
171.
Глава 5 СЕМЕЙНОЕ ЕДИНС1ВО И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ Социология семьи, имеющая своим предметом посредничество семьи в конфликте индивидуальных и общественных ивтересов, рассматривает эта процессы не только на социетально-институциональном уровне, но и на микроуровне индивидуального и семейногруппового поведения.
Поэтому социологическое изучение семьи как малой группы не сводится к социально-психологическому исследованию семьи В этой книге основное внимание уделено семье как институту тем специфическим функциям по рождению, содержанию и воспитанию детей, которые обеспечивают обществу восполнение поколений и их социализацию в конкретных исторических условиях.
Точнее говоря, социетальный анализ сфокусирован на роли семейных структур в продуцировании социальных изменений и на влиянии этих изменений на осуществление институциональных функций семьи.
С другой стороны, микросоциологический анализ семьи призван раскрыть, как достигается воспитание социально-компетентных членов общества в миллионах отдельных семей, спаянных не долгом перед обществом, а удовлетворением многообразных индивидуальных потребностей 114 посредством семейного образа жизни.
Семья как малая группа обладает определенными благами, достоинствами, которые могут быть привлекательными в глазах людей, 8 этом смысле и говорится о ценности семейного образа жизни в сравнении с холостяцким.
Семья как межличностное объединение существует поэтому за счет внешних обстоятельств (как бы принуждающих жить вместе) не благодаря привычке и инерции, а исключительно из-за внутренних сил сцепления.
Состояние внутрисемейных отношений, позволяющее преодолевать конфликты и внешние препятствия к семейному единению, к эффективному выполнению семейных ролей и совместной семейной деятельности, вот забота микросоциологии семьи.
Различие микрои макросоциологии семьи можно пояснить следующим примером.
Отдельная семья может строить свою жизнь совершенно несхожим с другими образом, но как бы уникально ни вела себя семья как мини-молекула, она тем не менее таит в себе черты, делающие ее сходной с другими молекулами, образующими в целом волны житейского моря.
Семья как отдельная частица и семья как часть волны изолированная молекула и капля, придающая мощь волне.
Все сравнения условны, и, разумеется, социология семьи изучает нечто целостное, однако в целях научного упрощения возможно подобное различение семьи как объекта макрои микроисследования.
Следует четко разграничить социологический и психологический подход к изучению семьи.
Социальная психология интересуется поведением человека не как организма и не как "робинзона", а как участника взаимодействий с другими людьми.
Семья при этом трактуется как арена взаимовлияний, как целостность, складывающаяся из взаимных контактов.
Социальная психология семьи рассматривает, как возникает и поддерживается сплоченность, согласованность взаимоотношений индивидов, здесь в центре внимания личность, стремящаяся утвердить Я-концепцию, получить признание ценности своего Я независимо от критериев внешнего мира, благодаря своей принадлежности к семейному Мы.
Социальная психология анализирует семью как группу, первичную группу, состоящую из непосредственно и опосредованно (социально-символически) взаимодействующих личностей на основе многих целей и функций.
Но акцент при этом делается

[Back]