• экологией (экология страны изучаемого языка, а также своего региона, личное участие в экологических программах); историей (история страны изучаемого языка, его политическое устройство, патриотизм и т.д.); психологией (познание самого себя, умение понимать собеседника и т.д.); историей мировой художественной культуры (познание, а при определенных условиях и сохранение как мирового, так и национального культурного наследия ); • музыкой, искусством (эстетическое, нравственное, духовное обогащение); и, наконец, физической культурой (забота о своем здоровье, здоровье людей и общества). Интеграции при формировании поликультурных ценностей в процессе изучения иностранного языка свойственны свои отличительные черты, такие как динамика, цели и способы формирования интегративных объединений различного уровня, способствующие развитию гуманистических ценностей студентов вуза, ставя их в центр развития общественных процессов. Современные инновации, проходящие в системе российского образования, предусматривают определенный пересмотр устоявшейся структуры научных знаний и выработки новых подходов к ним, в том числе и к языковому образованию. Интегративное обучение и воспитание, как одно их проходящих новаций, ориентирует не только на усвоение комплекса знаний, формирование мировоззрения, но и на способы этого усвоения, образцы мышления и деятельности, развития познавательных сил и духовно-творческого потенциала студентов. По нашему мнению, интегративное обучение и воспитание студентов в процессе изучения иностранных языков составляют личностно-деятельностный подход, состоящий во взаимопроникновении предметов гуманитарного цикла, иностранных языков и культурной среды, основ интегративного обучения иностранному языку, а также педагогических условий развития и воспитания поликультурно-ориентированной личности. Данный подход обеспечивает ее 109 |
107 Важно отметить, что вузовский курс «Иностранный язык» предусматривает, практически, связь со всеми предметами. Прослеживается интеграция с: литературой (формирование у студентов таких гуманистических ценностей как добро и зло, честь и совесть, дружба и предательство и т.д.); экономикой (экономика страны изучаемого языка); экологией (экология страны изучаемого языка, а также своего региона, личное участие в экологических программах); историей (история страны изучаемого языка, его политическое устройство, патриотизм и т.д.); психологией (познать самого себя, умение понимать собеседника и т.д.); историей мировой художественной культуры (познание, а при определенных условиях и сохранение как мирового, так и национального культурного наследия ); музыкой, искусством (эстетическое, нравственное, духовное обогащение); и, наконец, физической культурой (забота о своем здоровье, здоровье людей и общества). Нами установлено, что интеграции при формировании гуманистических ценностей в процессе изучения иностранного языка свойственны свои отличительные черты, как динамика, цели и способы формирования интегративных объединений различного уровня, способствующие развитию гуманистических ценностей студентов вуза, ставя их в центр развития общественных процессов. Современные инновации, проходящие в системе российского образования, предусматривают определенный пересмотр устоявшейся структуры научных знаний и выработки новых подходов к ним, в том числе и к языковому образованию. Интегративное обучение и воспитание, как одно их 108 проходящих новаций, ориентирует не только на усвоение комплекса знаний, формирование мировоззрения, но и на способы этого усвоения, образцы мышления и деятельности, развития познавательных сил и духовнотворческого потенциала студентов. По нашему мнению, интегративное обучение и воспитание студентов в процессе изучения иностранных языков составляют личностнодеятельностный подход (взаимопроникновение предметов гуманитарного цикла; иностранные языки и культурная среда), основы интегративного обучения иностранному языку, а также педагогические условия развития и воспитания интеркультурно-ориентированной личности, обеспечивающие ее развитие (оптимальное, коммуникативное, социокультурное и духовнонравственное). Необходимо отметить, что дидактические соотношения воспитания и обучения при изучении иностранного языка отражает закон педагогики о единстве обучения и воспитания, хотя каждое из них имеем различные цели. В основу обучения положено, прежде всего, вооружение студентов знаниями и навыками, а воспитание формирует у них гуманистические ценности и овладение ими норм поведения в современном обществе. Содержание и связь между обучением и воспитанием отражается в интегративном подходе к обучению иностранному языку в современном вузе. Оно является коммуникативно-деятельностным средством воспитания и ему отводит ся главенствующая роль. На наш взгляд, при интегративном коммуникативно-деятельностном обучении появляется необходимость подойти к формированию гуманистических ценностей у студенческой молодежи не только с педагогической, но и с психологической позиций, представив их в виде формирования определенных педагогических и психологических новообразований в современной педагогической науке. В данном случае как |