Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Политическая повседневность на Северном Кавказе в годы гражданской войны, 1917-1920 гг. (Диссертация 1999)
[стр. 101]

101 ^1Л состав Союза»." Два данных правовых представления, как можно видеть, взаимно исключают друг друга, однако парадоксальным образом они присутствовали в правовой культуре населения региона.
Подобные правовые представления, характерные, в частности, для участников Белого движения на Дону и Кубани, обусловлены столкновением двух установок существовавшей в то времяправовой культуры, отражающих один из этапов процесса ее трансформации, в годы гражданской войны.
Правосознание, в данный отрезок исторического времени, находится в процессе инверсирования, сохраняя при этом прежнюю структурную основу, предполагающую наличие устоявшихся правовых норм, закрепленных в российской правовой культуре.
Вместе с тем, в рассматриваемый период, они начинают приобретать новые черты, появление которых обусловлено реалиями кризисного времени.
Возникают такие формы правовой культуры, которые включают в себя как традиционные нормы правосознания, так и новые видоизмененные правовые установки.
Появление видоизмененных, правовых установок, в данный период, обусловлено особенностями в восприятии существующей реальности, происходящих событий и явлений, сложившейся общественно-политической ситуацией в целом.
Действительно, хаотическое, нестабильное положение, непредсказуемость в развитии событий, шаткость и хрупкость человеческого существования в целом способствовало формированию новых представлений в правовой культуре Дона и Кубани.
Эти формирующиеся представления-начинаю т оказывать существенное влияние на человеческие действия в окружающей действительности, формы внешней человеческой активности.
В
данный период эта особенность правовой культуры того времени зачастую определяла 210Д р а м а истории // Родина.
№ 6 .1990.
С .
12.
[стр. 90]

90 крестьян, казаков и рабочих скорее положить конец этой гнусной распродаже нищей России, прикончить каинову торговлю »1.
Необходимо также отметить еще одну существенную парадоксальную особенность политических представлений значительной части населения Северного Кавказа, разделяющую цели и задачи Белого движения это наличие представлений, закрепленных в идеологических конструктах, о «Возрождении Единой и Великой России», историческое бытие которой вечно.
Так, в циркуляре Ставропольского Военного губернатора от 22 февраля 1919 г.
говорится: «Нужно помнить, что в данное время не только выполняется текущая работа, но идет вновь созидание будущей Великой России, почему необходимо всем приложить все свои силы, знания и время на эту работу с тем, чтобы таковая всегда исполнялась без всякого промедления и в должном порядке»2.
Участники Белого движения исходили в своей политической деятельности из того, что «Россия должна быть Единой.
Всем сепаратным стремлениям должен быть положен конец»3.
Вместе с тем в их ментальности присутствовали представления о независимости и автономности.
«Основой внешней политики Правительства является неизменная верность союзникам, оказывающим нам поддержку в деле борьбы с большевиками, тесное родственное единение с Добровольческой армией, Кубанью, Тереком и другими государственными образованьями, ведущими активную борьбу с красными, и, наконец, создание Юго-Восточного союза, как наилучше обеспечивающего возрождение Единой, Великой России и укрепляющей...
права государственных образований, входящих в состав Союза»4.
Два данных представления, как можно видеть, взаимно исключают друг друга, однако парадоксальным образом они присутствовали в ментальности населения региона.
1Летопись борьбы и побед.
Хроника революционной борьбы на Дону.
Ростов-н/Д., 1984.
С.231.
2Г'АСК.
Ф.
134.
Оп.1.
Д.З.
Л.36.
3Драма истории /7 Родина.~1990.
№ 6.
-С.
12.
4 Там же.


[стр.,95]

95 ским идеям, но и в постоянной смене населением региона военнополитических лагерей, частых перемещений из одного политическог о лагеря в другой, отсутствием четких представлений об их целях и задачах.
Для широких масс населения деятельность различных политических сил и движений служила своего рода образцом, структуры политической жизни и порядка после окончания Гражданской войны.
Каждое из движений, действующих в период Гражданской войны, предлагало собственную политическую альтернативу и перспективы дальнейшего политического развития.
Движение за осуществление социалистических преобразований являлось для населения наиболее притягательным и соответствовало его ментальностям, поскольку оно ставило своей целью создание политического будущего, а не возвращение в прошлое к устоявшимся традиционным формам политической и социальной организации.
Будущее, в ментальности русского народа, должно было наступить и раскрыться в настоящем, а Россия всегда должна была являться страной, стоящей во главе мирового исторического движения, именно в ней формируются новые способы и смысл бытия всего человечества, основанные на достижениях единства и целостности как конечного итога исторического развития.
Стремление к достижению целостности, определяемое российскими ментальностями, явилось важным фактором политической жизни населения региона, существования различных общественно-политических сил, действующих в его пределах.
Основы представления о целостности, стремление к её реализации в реальной действительности определялись мифическими образами сознания, отражающими различные аспекты человеческой жизнедеятельности.
Мифосознан не в данный отрезок исторического времени находится в процессе видоизменения, сохраняя при этом прежнюю структурную основу, предполагающую наличие устоявшихся мифических образов, закрепленных в российских ментальностях.
Вместе с тем они начинают приобретать новые черты, появление которых обусловлено реалиями кризисного времени.


[стр.,96]

96 Возникают мыслительные конструкты сознания, которые включают з себя как традиционные мифические образы, так и новые видоизмененные мифологизированные установки.
Появление видоизмененных, мифологизированных форм сознания в данный период обусловлено особенностями в восприятии существующей реальности, происходящих событий и явлений, сложившейся общественно-политической ситуацией в целом.
Хаотическое, нестабильное положение, непредсказуемость в развитии событий, шаткость и хрупкость человеческого существования в целом
способствуют особому восприятию происходящих изменений, существенной его чертой становится крайняя мифологизированность, трактовка происходящих событий и явлений с помощью мифических образов, часть из которых создается средствами пропаганды, противостоящих друг другу сторон.
Так, в выходящей еженедельно и раздаваемой бесплатно газете Зеленой Армии сообщалось следующее: «...Мы, группа зеленых, имеем ввиду объединение всех зеленых для борьбы с кровожадными большевиками...
Власть большевиков, есть власть жидовская и это не клевета, это истина и истина неоспоримая.
Большевизм несет жидам власть и барское существование, а нам русским и главным образом крестьянам закрепощение, бесправное рабство и нищету как в материальном, так и в духовном отношении...
они желая жить по барски и в то же время желая сохранить у себя награбленное золото и серебро примкнули к большевикам...
Это будет хуже крепостного права.
Русский не будет ни чиновником, ни артистом, ни писателем, ни инженером...»1.
Сознание переживает изменение в восприятии реальных ситуативных обстоятельств, включая их в мифологизированную часть «картины мира», существующую в человеческом воображении.
Формирующиеся мифические образы начинают оказывать существенное влияние на человеческие действия в окружающей действительности, формы внешней человеческой активности.
«Вы
спрашиваете за что мы воюем? Мы воюем за то, чтобы жиды не смели трогать наши святыни в Москве.
Мы воюем за то, чтобы русскому человеку жилось в России хорошо, чтобы он имел соб1РЦХИДНИ.
Ф.
17.
Оп.66.
Д.
75.
Л.6.

[Back]