104 Кафедральной горе, где происходило молебствование. Огонь был открыт и шедшие отряды Ш куро по улицам, а также присутствующие на молебне, панически бежали».213 В данной картине,, соединились мифическое отражение сознанием реальных обстоятельств кризисной действительности, и правовых конструктов, существующие на протяжении длительного исторического времени, имеющие священную, религиознонравственную основу. Однако, в процессе видоизменения правовой культуры Дона и Кубани происходила и метаморфоза религиознонравственных ценностей, в период гражданской войны менялось восприятие человеком религиозных, моральных, нравственных норм своей жизнедеятельности которые и были основой традиционного права, правовой культуры прежней исторической эпохи. Данные ценности прочно занимали доминирующие положение в правовой культуре Дона и Кубани, в значительной мере, они формировали особую правовую среду региона, во многом определяли формы, смыслы и традиционные правовые ценности северокавказского социума. В рассматриваемый период, традиционные религиозные и нравственные ценности бывшие в основе правосознания сельского населения региона продолжают занимать значительное место в повседневной человеческой жизни, во многом, определяют формы жизнедеятельности сельского населения Северного Кавказа. Вместе с тем, в указанный период истории, начинает меняться внутреннее смысловое содержание отношения к религии и церкви, оно приобретает, в процессе эволюции правосознания, принципиально иные качественные характеристики, отражающие реалии кризисного времени. В правовой культуре Дона и Кубани появляется целый ряд 213 Г Л С К . Ф . Г -1 9 1 9 . О п.1. Д .1. Л .1 40. |
112 Таким образом, мы можем наблюдать соединение и взаимодействие носящих прерывисто-противоречивый характер традиционалистских представлений сознания и мифических образов существующих общественнополитических реалий в пределах единой изменяющейся картины восприятия окружающей действительности. В данной картине соединились мифическое отражение сознанием реальных обстоятельств кризисной действительности и мифологические конструкты, существующие на протяжении длительного исторического времени, имеющие священную, религиозно-нравственную основу. Однако в процессе достижения общественным сознанием целостного единства в распадающейся политической и социальной жизни происходила и метаморфоза религиозно-нравственных ценностей, в период Гражданской войны менялось восприятие человеком религиозных, моральных, нравственных норм своей жизнедеятельности. Религиозно-нравственные ценности прочно занимали доминирующее положение в мировосприятии населением Северного Кавказа повседневной действительности, в значительной мере они формировали особую ментальную среду региона, во многом определяли формы, смысл и традиционные ценности северокавказского социума. В рассматриваемый период традиционные религиозные и нравственные ценности продолжают занимать значительное место в повседневной человеческой жизни, во многом определяют формы политической деятельности населения Северного Кавказа. Вместе с тем в указанный период истории начинает меняться внутреннее смысловое содержание отношения к религии и церкви, оно приобретает в процессе эволюции ментальностей принципиально иные качественные характеристики, отражающие реалии кризисного времени. В человеческом сознании появляется целый ряд представлений, передающих видоизмененные нравственные ориентиры человеческого существования. Нередко в представлениях северокавказского населения присутствуют религиозно-нравственные ценности в их традиционных, докризисных формах, мыслительные конструкты, связанные с христианской религией, православной |