106 вооруженного конфликта. Так, только к октябрю 1917 г. из сельской местности Северного Кавказа в армию было призвано 377 100 человек, из них в Кубанской области 159 ООО, в Терской 55 400, Ставропольской 154 700 и Черноморской 7 200 человек»,215 по Донскому войску было мобилизовано до 125 тыс. нижних чинов. Если учесть, что на Дону, к этому времени, проживало 755 302 мужчин казаков, а всего было мобилизовано 20,7% мужского населения области, то всего только за эти годы было мобилизовано не менее 150 тыс. одних казаков».216 Определялись они и движением за коренное общественное переустройство, возникшем в регионе, в данный период, и особенно усилившимся после свершения Октябрьской революции. Так, в «Воззвании бойцов 290 стрелкового полка Красной Армии к населению края» от 7 августа 1919 г. говорилось: «Не думайте, что если сейчас идет борьба, то она необходима только для отдельных лиц, нет. Завоевание власти, ■ ■ > ,£ рабочих и крестьян, победа над царскими приспешниками, это есть интересы каждого трудящегося и страждущего из нас... Скорее к нам, в ряды, и мы сильными сплоченными рядами двинемся вперед. Тут не может быть места трусости, не может быть места сомнениям, мы знаем, что победим, и с радостью берем на себя обязанность борьбы. Чем труднее путь, чем больше жестокость, тем бодрей дух: кто отдаст свою жизнь за великое дело, тот умирает с возвышающим сознанием того, что он своей смертью толкает борющихся товарищей на еще более упорную борьбу на пути к победе. Вперед товарищи».217 Зачастую, та или иная форма присутствия религиозно-нравственных ценностей, является преобладающей в человеческом сознании, однако, часто имело место г5Р о с с и я в М и р о в о й в о й н е 1914 1 9 1 8 гг. М .,1 9 2 5 . С .4 9 . 2,6Г Л Р О . Ф .4 6 . O n I Д .3 9 7 8 . Л .4 . 27Г Л К К . Ф . Р — 4 1 1 О п 2 . Д 2 3 9 . Л . 130 |
113 верой, патриархальными этическо-нравственными нормами, традиционной социальной организацией. Так, текст присяги войскового атамана, являющегося главой исполнительной власти Кубани, содержал следующие положения: «Именем Всемогущего Бога перед Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом и перед славными боевыми знаменами Кубанского Казачьего Войска обещаюсь верно и нелицеприятно служить избравшему меня своим Войсковым Атаманом Кубанскому Казачеству и населению Кубанского края, ради славы и процветания его не щадить своего живота до последней капли крови. Все, что от меня будет зависеть в деле исполнения законов, направлять к благу Родной Кубани и поступать по их смыслу, духу и цели, памятуя, что нет счастья народного без закона, правды и свободы. Боже Милосердный и Истинный! Рука Твоя благая да укажет мне путь правый, ведущий к пользе Государственной, и к величию Кубанского Края, во главе которого я поставлен волею Краевой Рады. Помоги мне в великом служении моем. Аминь»1. Вместе с тем развивается процесс формирования новой ценностной системы координат, определяемой современными тенденциями исторического развития, в частности влиянием кризисных изменений в окружающей действительности, вызванных военной конфронтацией. Этому обстоятельству способствовало и широкое участие населения региона в военных действиях на фронтах внешнего вооруженного конфликта. Так, только к октябрю 1917 г. из сельской местности Северного Кавказа в армию было призвано 377 100 человек, из них в Кубанской области 159 ООО, в Терской 55 400, Ставропольской 154 700 и Черноморской 7200 человек2, по Донскому войску было мобилизовано до 125 гыс. нижних чинов. Если учесть, что на Дону к этому времени проживало 755 302 мужчин-казаков, а всего было мобилизовано 20,7% мужского населения области, то всего только за эти годы было мобилизовано не менее 150 тыс. одних казаков3. Определялись они и движением за коренное общественное переустройство, возникшим в регионе в ТАКК. Ф. Р -1542. Оп.1. Д.бЗл. Л. ¡9. ^Россия в Мировой войне 1914-1918 гг. М.,1925. -С .49. 3ГАРО. Ф.46. ОП.1. Д.3978. Л.4. 114 период Первой мировой войны и особенно усилившимся после свершения Октябрьской революции. В «Воззвании бойцов 290 стрелкового полка Красной Армии к населению края» от 7 августа 1919 г. говорилось: «Не думайте, что если сейчас идет борьба, то она необходима только для отдельных лиц, нет. Завоевание власти, рабочих и крестьян, победа над царскими приспешниками, это есть интересы каждого трудящегося и страждущего из нас... Скорее к нам, в ряды, и мы сильными сплоченными рядами двинемся вперед. Тут не может быть места трусости, не может быть места сомнениям, мы знаем, что победим, и с радостью берем на себя обязанность борьбы. Чем труднее путь, чем больше жестокость, тем бодрей дух: кто отдает свою жизнь за великое дело, тот умирает с возвышающим сознанием того, что он своей смертью толкает борющихся товарищей на еще более упорную борьбу на пути к победе. Вперед товарищи» . Зачастую та или иная форма присутствия религиозно-нравственных ценностей, является преобладающей в человеческом сознании, однако, часто имело место их совместное взаимодействие в рамках тех или иных мыслительных конструктов сознания. Так, например, в телеграмме Норкомвоенмору Троцкому за подписью Председателя штаба военно-революционной обороны Авербаха, направленной 31 июня 1918 г., сообщается тот факт, что « в Дагестанской области, у границ Сулаги организаторами Красной Армии стали 12 мулл. Ее подразделение в количестве 600 всадников, успешно сражалось за установление Советской Власти на Северном Кавказе» . Быстрое разрушение прежних этических и нравственных норм, традиционного религиозного восприятия под влиянием реальности кризисного исторического времени, всеобщего вооруженного противостояния и формирования альтернативных им новых приводило к возникновению хаотических неадаптивных форм человеческой деятельности в отношении внешнего окружения, индивидуально-личностного плана, к противоречивым, рационально не объяснимым действиям и поступкам. 1ГАКК. Ф. Р -411. Оп.2. Д.239. Л. 130. 2ГАРО. Ф. Р -2599. Оп. 1. Д.26. Л.32. |