Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Политическая повседневность на Северном Кавказе в годы гражданской войны, 1917-1920 гг. (Диссертация 1999)
[стр. 107]

107 их совместное' взаимодействие, в рамках тех или иных правовых представлений.
Быстрое разрушение прежних правовых норм основанных на традиционном религиозном восприятии, под влиянием реальности кризисного исторического времени, всеобщего вооруженного противостояния, приводило к возникновению хаотических нсадаптивных форм правовой культуры сельского населения Дона и Кубани, проявлявшихся в отношении внешнего окружения, индивидуально-личностного плана, противоречивым, рационально необъяснимым действиям и поступкам.
«Начались уличные бои, где трудно было понять, где свои, и в кого стрелять, но факт тот, что бои в большей части были в штыковых
сватках, после которых, наутро многие стены и тротуары были облиты кровью, а после этого, три ночи проходила, так называемая, Варфоломеевская ^1 В ночь».“ Необходимо отметить, в связи с этим, что насилие направленное, в отношении политических противников, лиц связанных с ними родственными и иными узами, имело цепной характер, захватывая все противостоящие друг другу силы и считаясь совершенно оправданным с правовой точки зрения.
Об этом Воззвание атамана Зеленых: «Я держу у себя свыше двух тысяч заложников: комиссаров, коммунистов, членов их семейств, жизнью отвечающих за ваши семьи.
Я объявил и объявляю еще раз: за расстрел семейств перешедших ко мне красных солдат, будут расстреляны эти и другие заложники, по 10 человек за каждого расстрелянного большевиками, из семейств пришедших ко мне красноармейцев».

Указанные действия, совершались, и в отношении уже побежденного противника.

Как отмечал в своих воспоминаниях Н.
2,8Г Л С К .
Ф .
Р 1 919.
O n .
1.
Д .
18.
Л .2 8 .
2 19Р Г Л С П И .
Ф .
17.
O n.
I .
Д .
18.
Л .2 8 .
[стр. 115]

115 «Начались уличные бои, где трудно было понять, где свои, и в кого стрелять, но факт тот, что бои в большей части были в штыковых схватках, после которых, наутро многие стены и тротуары были облиты кровыо, а после этого, три ночи проходила, так называемая, Варфоломеевская ночь»1.
Необходимо отметить что насилие, направленное в отношении политических противников, лиц связанных с ними родственными и иными узами, имело цепной характер, захватывая все противостоящие друг другу силы.
Об этом свидетельствует «Призыв Батьки» воззвание атамана Зеленых: «Красноармейцы ! Вы знаете меня.
Я слуга народный.
Я м еч\ народного правосудия...
Не бойтесь угроз коммунистов, будто они в случае вашего перехода, расстреляют ваши семьи.
Я держу у себя свыше двух тысяч заложников: комиссаров, коммунистов, членов их семейств, жизнью отвечающих за ваши семьи.
Я объявил и объявляю еще раз: за расстрел семейств перешедших ко мне красных солдат, будут расстреляны эти и другие заложники, по 10 человек за каждого расстрелянного большевиками, из семейств пришедших ко мне красноармейцев.

Захватывайте живьем комиссаров и коммунистов и членов их семейств, вместе с другими заложниками они будут отвечать перед вами и перед мною за жизнь ваших близких...» .
Указанные действия совершались и в отношении уже побежденного противника.

Н.Сегеда отмечал в своих воспоминаниях: «Власть, как таковая, находилась в руках любого взявшего себе право казнить и миловать по своему усмотрению»3.
Поэтому даже отказ от продолжения вооруженного сопротивления не гарантировал участникам противостояния, возможность уклониться от расправы.
В своих воспоминаниях боец отряда Красной Гвардии, действующего на Ставрополье, А.Г.Лисицкий отмечает: «Пленных не было, их тогда не брачи, а если и брали, то только для допроса, после которого отъявленных врагов туг же расстреливали...»4.
Таким же образом дейст1ГАСК.
Ф.
Р -1919.
Оп.
1.
Д.
18.
Л.28.
2РЦХИДНИ.
Ф.17.
Оп.1.
Д.
18.
Л.28.
3 Сегеда Н.
Наши агенты от милиционера до наркома.
Воспоминания белого разведчика // Родина.
-№ 10 .
-1990.
-С.65.
4ГАСК.
Ф.1919.
Оп.
1.
Д.
18.
Л.
174.

[Back]